МОСКВА, 24 мар - РИА Новости, Светлана Янкина. Выставка к 75-летию известного театрального художника и живописца Бориса Мессерера, оформившего в том числе самые известные экспозиционные проекты Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) последнего десятилетия, открылась в понедельник в Музее личных коллекций.
"На этой выставке представлена часть моего творчества - графика, живопись, в том числе абстрактная, и инсталляции", - сказал на вернисаже Мессерер.
Одна из инсталляций посвящена другу художника, автору поэмы "Москва-Петушки" Венедикту Ерофееву - внешне она напоминает причудливый орган из швейных машинок "Зингер", керосиновых ламп, пустых бутылок и свечей. Впервые с его творчеством Мессерер познакомился в 1977 году в Париже, куда приехал по приглашению Владимира Высоцкого и Марины Влади.
"Я был поражен тому, что самый смелый писатель современности, оказывается, живет в СССР и его влияние было самым основным из всех, что оказали на меня мои друзья-писатели", - объяснил Мессерер появление инсталляции "Реквием по Венедикту Ерофееву".
По собственному признанию, художник любит работать сериями и не ограничивает себя каким-то одним видом художественного творчества. Вот почему юбилейные выставки не исчерпываются экспозицией в ГМИИ.
В начале апреля в Российской академии художеств откроется масштабная выставка, посвященная Мессереру-сценографу, следом Третьяковская галерея представит экспозицию акварельных работ художника. Планируется, что еще одна выставка пройдет летом в Русском музее в Санкт-Петербурге.
Сотрудничество с ГМИИ, начавшееся с оформления выставки "Москва-Берлин", в этом году Мессерер продолжает работой над экспозицией итальянских и российских футуристов и выставкой британского художника Уильяма Тернера.
Выпускник Московского Архитектурного института, Борис Мессерер является автором сценографии более 150 оперных, балетных и драматических спектаклей, поставленных в Большом театре, в "Современнике", театрах имени Вахтангова, Моссовета, Маяковского, Пушкина, в театре на Малой Бронной, а также Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова (Мариинский), в оперных театрах Тбилиси, Еревана и других городов. С 1990 по 1997 год Мессерер был главным художником МХАТ имени А.П. Чехова. Он работал со многими известными режиссерами-постановщиками, балетмейстерами - Олегом Ефремовым, Марком Захаровым, Анатолием Эфросом, Сергеем Юткевичем и другими.
Мессерер оформил много книг, телевизионных фильмов, работал художником-мультипликатором, был автором концепций и художественного оформления более 30 престижных выставок, показанных в ГМИИ имени Пушкина, ЦВЗ "Манеж", Государственном историческом музее.
Мессерер награжден Золотой и Серебряной медалями Российской Академии художеств (1989, 2003 годы), в 2003 году Серебряной медалью на Пражской Квадриенале.
В 2003 году Мессерер был удостоен Национальной премии журнала "Балет" - "Душа танца". В 2007 году награжден Царскосельской художественной премией.