РИМ, 7 сен - РИА Новости, Сергей Старцев. Загадочная улыбка "Джоконды" Леонардо да Винчи принадлежит отнюдь не Моне Лизе, то есть не Лизе Герардини, жене богатого флорентийского негоцианта Франческо дель Джокондо, к такому выводу приходят авторы книги "Мона Лиза. Скрытое лицо Леонардо", сообщили в издательстве "Полистампа" (Polistampa).
Книга состоит из трех эссе, принадлежащих перу американской художницы Лиллиан Шварц (Lillian Schwartz), флорентийского историка архитектуры Ренцо Манетти (Renzo Manetti) и основателя Музея идей Леонардо в его родном городе Винчи Алессандро Веццози (Alessandro Vezzosi).
Основой для книги послужило нашумевшее исследование Шварц, которая еще в 1987 году совместила на компьютере основные линии лица Джоконды и автопортрета Леонардо и убедилась в том, что они практически полностью совпадают.
Тогда эта новость облетела весь мир, взбудоражив искусствоведческое сообщество, но лишь теперь детальный анализ американской исследовательницы впервые был опубликован авторитетным издательством на английском и итальянском языках.
В 2006 году Шварц подробно познакомила научную общественность со своими выводами на специальном симпозиуме, организованном во Флоренции. Гипотезу американки активно поддержал Манетти, который подвел под нее философскую базу. Он, в частности, использовал аргументы, которые положены в основу другой теории, согласно которой муза Данте - Беатриче является никем иным, как alter ego автора "Божественной комедии".
По мнению Манетти, Джоконда тоже представляет собой своеобразного двойника - зримое воплощение интеллекта самого Леонардо. Историк напоминает, в частности, что традиция изображать себя в женском обличии, навеянная оккультной философией, была достаточно распространена в интеллектуальных кругах Флоренции эпохи Возрождения.
Интересно, что Веццози не согласен с выводами своих соавторов. То есть он тоже убежден, что на портрете изображена отнюдь не Лиза Герардини. Однако, директор музея Леонардо не усматривает в женском потрете никаких черт гения эпохи Возрождения.
По его версии, на картине изображена фаворитка могущественного аристократа Джулиано Медичи. При этом ученый ссылается на записи секретаря кардинала Луи Арагонского, который посетил Леонардо 10 октября в 1517 года во французском городке Амбуазе.
Примечательно, что книга "Мона Лиза. Скрытое лицо Леонардо" появилась спустя всего несколько месяцев после открытия еще одного итальянского исследователя Джузеппе Палланти (Giuseppe Pallanti).
В январе этого года он обнаружил во флорентийских архивах документы, свидетельствующие о том, что Лиза Герардини умерла во Флоренции 15 июля 1542 года в возрасте 63 лет и была захоронена в монастыре Святой Урсулы в центре города. До этого ни дата, ни место захоронения Моны Лизы не были известны. Впрочем, теперь уже не ясно, была ли это Мона Лиза.