МОСКВА, 30 янв — РИА Новости/Прайм. Правительство РФ сделало непростой выбор по сложному проекту — мосту через Керченский пролив: единственным подрядчиком работ по его проектированию и строительству назначена компания "Стройгазмонтаж", принадлежащая бизнесмену Аркадию Ротенбергу.
Осуществлять закупку работ общей стоимостью 228,3 миллиарда рублей будет подведомственное учреждение Росавтодора ФКУ "Упрдор "Тамань". Согласно документу, проведение инженерных изысканий и разработка проектной документации для направления ее на государственную экспертизу должны быть закончены до 30 июня этого года. Открытие автомобильного движения в рабочем режиме и начало временной эксплуатации железнодорожной линии планируется на 18 декабря 2018 года.
Строитель назначен
В распоряжении кабмина предусмотрен резерв средств на непредвиденные расходы и затраты до 6% сметной стоимости работ по строительству объекта, расходование этих средств будет осуществляться по согласованию с заказчиком. Росавтодор должен перечислить подрядчику строительства в 2015 году — 54,38 миллиарда рублей, по 60 миллиардов в 2016 — 2017 годах, 40,83 миллиардов в 2018 году и 13,08 — в 2019, говорится в документе. За нарушение подрядчиком срока окончания работ по объекту контрактом предусматривается начисление неустойки в виде пеней в размере 2 миллионов рублей за каждый день просрочки. В случае расторжения контракта по вине подрядчика, ему придется уплатить штраф в размере 0,5% от общей цены контракта.
Рекомендовано Росавтодором
С учетом финансового состояния, наличия необходимых ресурсов для осуществления работ по разработке проектной документации на строительство моста через Керченский пролив, "Росавтодор" провел серию конкурентных переговоров и посчитал возможным рекомендовать ООО "Стройгазмонтаж" в качестве единственного исполнителя на выполнение работ по проектированию и строительству моста, говорил РИА Новости глава Федерального дорожного агентства Роман Старовойт.
По словам Старовойта, предложение касательно "Стройгазмонтажа" было направлено минтрансом России в правительство РФ. "СГМ" имеет опыт успешного управления и создания крупных инфраструктурных проектов, требующих привлечения и координации разноотраслевых компетенций", — пояснил Старовойт. Глава "Росавтодора" отметил сложность и уникальность инженерного сооружения — транспортного перехода, который будет включать в себя автомобильную и железную дороги, километры подъездных путей.
В конце прошлого года "Росавтодор" создал казенное учреждение (ФКУ) "Упрдор Тамань" для управления строительством транспортного перехода через Керченский пролив и подходов к нему. Возглавил учреждение секретарь рабочей группы Минтранса по обеспечению Крымского полуострова транспортным сообщением через Керченский пролив Александр Афанасьев. Он также руководил строительством уникального моста на остров Русский во Владивостоке.
Сложный объект
"Это сложнейший объект. Думаю, что выбор подрядчика — очень важный этап. У меня есть уверенность, что все будет сделано, потому что уже начались работы на подходах к мосту, а это один из самых главных этапов", — считает первый проректор, заведующий кафедрой изысканий и проектирования дорог МАДИ профессор Павел Поспелов.
По его словам, с Керченским мостом трудно сравнивать другие объекты. "Строительство этого моста уникально, нет таких больших мостов, которые имели бы какие-то аналоги, либо полностью соответствовали бы ранее осуществленным конструкциям. Там очень сложные грунтовые условия, 70-метровые иловатые пески. Кроме того, там проходит тектонический разлом, поэтому при проектировании нужно будет учесть динамическое воздействие на конструкцию", — объясняет профессор.
Кроме этого, необходимо учитывать и экологические особенности региона, отмечает Поспелов. "Это база для воспроизводства рыбных запасов регионов. Прежде, чем двигаться дальше, нужно было выполнить и согласовать огромный комплекс работ", — пояснил он.
Технологии строительства
Сейчас происходит подбор технологий строительства, чтобы уложиться в обозначенные сроки, знает Поспелов. Что касается возможного влияния западных санкций на выбор технологий, то, по его словам, строительство моста на остров Русский показало огромный инженерный опыт и возможности российской инженерной мысли для строительства таких объектов. "Когда называли сроки строительства моста на остров Русский, они были уникальны для такого объекта. И все же, мост был построен в запланированные сроки. И эти сроки уникальны для строительства таких объектов во всем мире", — объясняет он.
По его словам, проект возможно реализовать и без зарубежных контрактов. "Не обязательно генподрядчик должен быть узким специалистом по мостам. Нужно воспользоваться опытом, имеющимся на российском рынке, и привлечь продвинутых специалистов необходимых специальностей", — считает он.
"Мы рассматривали данный проект, всесторонне изучали все исходные данные и технические параметры. После чего приняли решение отказаться от участия в нем", — говорит председатель Совета директоров, президент ОАО "Сибмост" Альберт Кошкин. По его словам, важно понимать, что речь идет не просто о большом мосте в традиционном понимании, а о транспортном переходе, включающем в себя как автомобильную, так и железную дорогу, плюс сложнейшие геологические условия, вопросы, связанные с обеспечением судоходства. "Это огромный комплексный проект и компания, которая за него возьмется, должна иметь опыт организации многокомпонентных проектов. Я думаю, что по этой же причине от данного проекта отказались другие участника рынка. Строительство этого объекта вряд ли принесет подрядчику большой доход, а вот рисков очень много", — считает он.
Слово Ротенберга
Основной владелец "Стройгазмонтажа" Аркадий Ротенберг в интервью газете "Коммерсант" назвал проект Керченского моста своим личным вкладом в развитие страны. "Это трудный проект в любом случае, даже просто технологически, но, с другой стороны, этим он и интересен. При всем том для меня это точно хорошая история. Рад, что правительство приняло положительное решение. Как я уже сказал, для меня это, видимо, заключительный большой проект — и не с целью зарабатывания денег", — отметил бизнесмен.