Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить

США и Россия: экзистенциальная несовместимость

Журналист и политолог Виталий Третьяков. Архивное фото
Если позитивный прорыв в отношениях между Россией и Западом и возможен, то последует он не на американском направлении, считает Виталий Третьяков.

Виталий Третьяков, для МИА "Россия сегодня"

Одна из главных интриг современной мировой дипломатии — имеется ли перспектива, да и сама возможность того, что отношения России и США восстановятся в ближайшие годы (уже при новом американском президенте) до того уровня, который мы имели до украинского кризиса? Разумеется, я исключаю как условие положительного ответа на этот вопрос изменение позиции России по поводу этого кризиса, а тем более отказ Москвы от Крыма. Такая капитуляция просто невозможна.

Надо думать, что и США ни до окончания срока Обамы, ни при новом президенте от своего подхода не откажутся. Следовательно, с практически стопроцентной уверенностью можно предполагать, что нынешняя "почти холодная война" между США и Россией сохранится минимум на ближайшее десятилетие. И я считаю такой прогноз основательным и реалистичным.

И в этой связи стоит задаться вопросом: а могут ли в принципе, когда-нибудь в ближайшем будущем и при каких-либо условиях отношения между США и Россией наладиться? Мой ответ: нет! Так как между нашими странами наблюдается экзистенциальная несовместимость, то есть невозможность одновременного существования на Земле. Фактически такая же, какая наблюдалась между США и СССР после Второй мировой войны.

Причём, что принципиально важно, причина этой несовместимости в подходе США к мироустройству вообще и положению внутри этого мироустройства всех стран, включая Россию.

Японский солдат держит флаг США
Политолог: США не смогли утолить свою "жажду госпереворотов" в России
Сравним отношение США к современной России и России к современным США.

Америка хочет определять границы России, систему её отношений с окружающими её странами и с Евросоюзом, вообще её национальные интересы, а также её политическое устройство, её внутреннюю политику, содержание российского законодательства и даже то, какой именно человек должен находиться во главе российского государства. Казалось бы, это абсурд, но ведь дело обстоит именно так.

Несмотря на расхожие утверждения, что Россия якобы очень мало интересует Америку, мы видим прямо противоположное. Нет практически ни одного сколь-либо значимого события, происходящего в России, и практически ни одного сколь-либо значимого её внешнеполитического шага, которые не вызывали реакции, как правило — негативной, со стороны США.

Теперь посмотрим под тем же углом зрения на поведение России по отношению к США. Москва никак не вмешивается в отношения США с Канадой и Мексикой. Никогда на официальном уровне Москва не вмешивалась и в отношения США с Евросоюзом или, например, Японией — ближайшими союзниками Вашингтона. Москва даже не комментирует эти отношения. Исключения бывают лишь тогда, когда сам Вашингтон пытается корректировать отношения Москвы с Брюсселем, Берлином, Парижем или Токио. Невозможно найти ни одного факта, когда бы Россия официально указывала Соединённым Штатам на недостатки их внутренней политики, диктовала, какие законы нужно принимать, а какие нет. Совершенной фантастикой было бы утверждение, что кто-либо из хоть сколько-нибудь значимых официальных лиц России указывал Америке, какого конкретно президента она должна иметь.

Вывод из всего этого прост и очевиден. Россию устраивает существование на Земле Соединённых Штатов Америки, если даже всем её официальным лицам, начиная с президента, что-то в поведении США и не нравится. И наоборот: Америку не устраивает существование на Земле России, если Россия, во-первых, не проводит внешнюю и внутреннюю политику, которая нравится США, во-вторых, не возглавляется человеком, который подчиняется США и, соответственно, не обеспечивает выполнение первого условия. Всё. Точка. Баста.

Всякие западные и наши политологические глупости, всякая западная политическая риторика, сводящиеся к тому, что Америке якобы нужна "сильная процветающая и демократическая Россия", либо самообман глупцов, либо обман хитрецов.

Совершенно очевидно, что если бы Россия не имела своего ракетно-ядерного потенциала, но проводила бы ту политику, которую проводит Владимир Путин (максимально возможное обеспечение национальных интересов России в заданных международных и внутренних условиях), Вашингтон давно бы уже перешёл, как минимум, к политическому уничтожению России как мощного и самостоятельного государства.

Не менее очевидно, что Россия таких планов по отношению к США не имеет и не предполагает иметь. И отсчёт тут надо вести не от президентства Путина, а, по меньшей мере, от прихода к власти Брежнева, то есть ещё с советских времён.

Флаги США и России, архивное фото
Кризисы в российско-американских отношениях
Более того, Россия даже готова мириться (в разумных пределах и с учётом своих стратегических интересов) с мировым гегемонизмом США как с геополитической данностью после распада СССР. Естественно, при этом Москва предполагает, что в ближней или дальней перспективе гегемонизм Вашингтона истончится окончательно, и США перейдут из разряда глобальной сверхдержавы в статус одного из полюсов (3-4-х или 5-6-ти) многополюсного мира. Но и в этом случае Москва не будет вмешиваться во внутренние дела ослабшей Америки ни своими рекомендациями, ни тем более своими командами.

Итак, со стороны США по отношению к России мы видим классическую игру с нулевой суммой: Россия должна проиграть, иначе победа Соединённым Штатам не засчитывается. А со стороны России по отношению к США линия не противоположна, а принципиально иная: Россия не хочет проиграть сама, но не желает и не ставит своей целью поражение Америки. Я бы сказал, что позиция Москвы не только реалистичней, но она ещё и умнее, цивилизованней и гуманней.

И в этом смысле действительно не имеет значения, существует ли конкретный украинский кризис, и по чьей вине он возник. Если Америку в принципе не устраивает наличие самостоятельной России на планете, то поводы, кризисы и казусы (включая казус белли, если Вашингтону приспичит) найдутся.

Удастся или не удастся России при Путине и после него выдерживать линию внешней и внутренней самостоятельности — отдельный вопрос. Если предположить, что не удастся, то значит, России, в том числе и в её нынешних границах, не будет. А из этого следует, что капитулировать перед США Россия не может, а это автоматически продлевает американо-российский антагонизм во времени и отчасти в пространстве. Во всяком случае — в постсоветском пространстве, так как на постамериканское пространство Москва не претендует. Тут Вашингтону, между прочим, нужно опасаться совсем других конкурентов, а то и часть своих нынешних союзников.

Так на что в свете этого диагноза мы можем надеяться в российско-американских отношениях? И к чему должны стремиться?

Первое. Как было, так и будет: "холодная война" между США и Россией и отчасти между подвластным Вашингтону Евросоюзом и Россией в обозримом будущем продолжится.

Второе. Надежда на то, что нормальные отношения между Вашингтоном и Москвой восстановятся, как только возникнет реальная общая угроза или реальный общий враг, эфемерна. По двум причинам. Так как США сами являются наибольшей угрозой для России. И так как американцы лучше русских умеют при общей угрозе максимизировать усилия других для обеспечения собственных интересов. Запредельный эгоизм США — это константа, и это тоже нужно воспринимать как реальность.

Люди на фоне американского флага. Архивное фото
Глобальная борьба за американские права человека
Третье. Те международные проблемы, которые США без помощи или содействия России решить не могут (а их довольно много, и вряд ли станет меньше) всё равно оставят поле для более или менее регулярного официального взаимодействия.

Четвёртое. Все программы индивидуальных человеческих контактов и контактов между различными неправительственными организациями двух стран в нынешних условиях свернуть всё равно не удастся. Хотя теперь здесь нужно ждать препятствий скорее с американской, чем с российской стороны, что мы уже видим. Впрочем, не нужно преувеличивать и значение этих связей — хороших и профессионально поставленных межгосударственных отношений они всё равно не заменят.

Пятое. Теоретически можно представить, что однажды группа значимых и влиятельных представителей интеллектуальной элиты, впрямую не связанных с властными институтами ни в США, ни в России, попытаются создать "параллельную российско-американскую дипломатию" и начнут регулярно её практиковать. Впрочем, и здесь у меня большие сомнения. Интеллектуальный истеблишмент в США слишком идеологизирован, слишком эгоистичен и слишком дисциплинирован, чтобы решиться на такую самодеятельность.

Суммируя, можно сказать, что если позитивный прорыв в отношениях между Россией и Западом и возможен, то последует он не на американском направлении. Как раз по причине той самой экзистенциальной несовместимости, которой моя статья и посвящена. А вот активность других субъектов мировой политики, ради собственных интересов, а не из-за любви к России пытающихся вырваться из-под тяжёлой длани американского гегемонизма, может в ближайшие десять лет создать ситуацию, когда американцы окажутся "в конце очереди". И вот тогда…

А пока приготовимся к продолжению того, что мы на данный момент имеем. И не надо, как сейчас любят говорить, дёргаться, а тем более суетиться. Пик американского глобального могущества уже в прошлом. И спускаясь с этой вершины, американцы рано или поздно выйдут на русскую равнину.

Колумнисты
Обсуждение
8 пользователей оставили 10 комментариев
  • Согласен почти со всем в статье. Исключение составляет наш ненужный и неуместный в нынешних условиях гуманизм, и нежелание указывать США на их недостатки и ошибки (м. пр. Путин это иногда делает, когда критикует США за их военные авантюры на Ближнем востоке). Я считаю, что Россия должна систематически издеваться над американским образом жизни, её поп-культурой, её телезвёздами, вроде Псаки, указывать постоянно на нарушения демократии в США (и избирательной в том числе), словом, вести войну по всем правилам, а не подставлять левую щеку и благородно умалчивать об уродствах, как внутренней, так и мировой американской системы. Американскому империализму ( а это именно империализм в самой вульгарной и примитивной форме - правы были коммунисты) нужно адекватно отвечать.
    12:43
    20.03.2015
  • Наконец-то! Никакой совместимости между Россией и США в ближайшей перспективе не предвидится. Когда эта совместимость была? - когда СССР был в военном плане настолько силен, что в Вашингтоне откровенно боялись к форсированию тех или иных политических кризисов в мире (не говоря уже о зоне особых интересов Советского Союза). Сегодня много говорят о хрущевском авантюризме в Карибском кризисе. Стыдимся сказать - да американцы, извините, ведь тоже обделались, когда поняли, что дело к ракетно-ядерной войне идет. Вот тогда-то и наступила РАЗРЯДКА - как новая система международных отношений. А сегодня Россия стоит в глухой обороне, на последнем рубеже. Так разве стал бы Гитлер договариваться с товарищем Сталиным в конце ноября 1941 года, когда вермахт был в 30-40 км под Москвой. Сегодня Россия переживает "вторую оборону Москвы", слишком много завоеваний сдал "великий демократ" недоброй памяти Борис Николаевич. Вот когда последний ферме Аризоны будет знать, что за непонятно какую Сирию Россия сможет дать по нему каким-то там оружием, вот тогда среди американских элит появятся новые Никсоны и Джеральды Форды с Картером и вот тогда опять можно будет говорить о каком-то плодотворном совместном существовании. Длительный это процесс, однако
    14:19
    20.03.2015
  • Согласен почти со всем в статье. Исключение составляет наш ненужный и неуместный в нынешних условиях гуманизм, и нежелание указывать США на их недостатки и ошибки (м. пр. Путин это иногда делает, когда критикует США за их военные авантюры на Ближнем востоке). Я считаю, что Россия должна систематически издеваться над американским образом жизни, её поп-культурой, её телезвёздами, вроде Псаки, указывать постоянно на нарушения демократии в США (и избирательной в том числе), словом, вести войну по всем правилам, а не подставлять левую щеку и благородно умалчивать об уродствах, как внутренней, так и мировой американской системы. Американскому империализму ( а это именно империализм в самой вульгарной и примитивной форме - правы были коммунисты) нужно адекватно отвечать.
    12:43
    20.03.2015
  • В принципе анализ правильный.. Однако уделять внимание должности президента США и пытаться встроить его во внешнюю политику Вашингтона.....
    Америка - это "семейный подряд".. Президент всего лишь наемный управляющий..
    Мне их внешний курс (на попытку списания внешних долгов (проверенными методами) стал очевиден как только "выбрали" черного президента... Этот выбор был неизбежен...
    Всегда нужен "козел отпущения", ну а кто может быть этим "козлом" если не представитель самой криминализированной (и угнетаемой со времен рабства) части населения?
    Они его как пример неправильного выбора, перед миром нарисовали, а заодно и своему электорату показать..
    Смотрите какая великая у нас демократия.. Бывший раб и вдруг президент..
    На деле, списали на него все неудачи прошлого и реализовали самые грязные планы..
    Обама первый чернокожий президент Америки... Он же и последний...
    Повторюсь.. Это было очевидно с самого начала..
    Американца так и не научились считать негров равными...
    14:12
    20.03.2015
  • Наконец-то! Никакой совместимости между Россией и США в ближайшей перспективе не предвидится. Когда эта совместимость была? - когда СССР был в военном плане настолько силен, что в Вашингтоне откровенно боялись к форсированию тех или иных политических кризисов в мире (не говоря уже о зоне особых интересов Советского Союза). Сегодня много говорят о хрущевском авантюризме в Карибском кризисе. Стыдимся сказать - да американцы, извините, ведь тоже обделались, когда поняли, что дело к ракетно-ядерной войне идет. Вот тогда-то и наступила РАЗРЯДКА - как новая система международных отношений. А сегодня Россия стоит в глухой обороне, на последнем рубеже. Так разве стал бы Гитлер договариваться с товарищем Сталиным в конце ноября 1941 года, когда вермахт был в 30-40 км под Москвой. Сегодня Россия переживает "вторую оборону Москвы", слишком много завоеваний сдал "великий демократ" недоброй памяти Борис Николаевич. Вот когда последний ферме Аризоны будет знать, что за непонятно какую Сирию Россия сможет дать по нему каким-то там оружием, вот тогда среди американских элит появятся новые Никсоны и Джеральды Форды с Картером и вот тогда опять можно будет говорить о каком-то плодотворном совместном существовании. Длительный это процесс, однако
    14:19
    20.03.2015
  • Евгений Ардаев, Отличная идея.. Только не издеваться..
    Открытые издевки в адрес государства, это как раз то, что их пропаганда в отношении России сейчас делает..
    Лучше мягко высмеивать действия отдельных политиков..
    Задорнов признанный мэтр в этом подходе.. :-)
    14:28
    20.03.2015
  • Очень понравилась статья, им действительно пора спускаться со своей вавилонской башни, ибо она будет обязательно разрушена.
    «Библия – это наковальня, о которую разбился не один молот»; заглядываю в Слово Божье, чтобы прикоснуться к истине.
    Бог через апостола Павла во 2 Коринфянам 4:8, 9 - «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» - это и о народах России от века.
    Между Россией и властями США нет даже намека на понимание (как в Вавилоне), а значит - «… какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром (дъявол, зло, безбожие, смерть)? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас; и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» - 2 Коринфянам 6: 14-18
    14:56
    20.03.2015
  • Американским компаниям нечего делать в российских стратегических отраслях. Чем занимались государственные нефтяники последнее время - раздавали иностранцам ( американцам ) доли в стратегических проектах ( большой бизнес! ) .
    15:38
    20.03.2015
  • Карфаген должен быть разрушен. Марк Порций Катон Старший заканчивал каждое своё выступление в сенате этой фразой. Вот и США недалеко ушли от этой древней логики.
    15:55
    20.03.2015
  • Сергей Константинович, Именно поэтому и нужно вести себя в точности так же, как они и их пропаганда. Задорнов действует на территории России. Нам же нужна наступательная стратегия. ОНи действуют простым методом: вода камень точит. Вот и нам нужно тупо и с полной верой в свои представления о мире повторять одно и то же, критиковать одно и то же. Любая гос. система несовершенна, поэтому поводов для критики всегда больше чем нужно.
    21:33
    20.03.2015
  • Уверен, что в ближайшие годы США и Россия окажутся в небывалых (до сих пор) партнерских отношениях – мы ОБРЕЧЕНЫ быть вместе. Посмотрите только экзистенциальные причины:
    1. Российский и Американский народы похожи по менталитету, судьбе, многонациональности культур;
    2. В США сегодня проживает более 10 миллионов эмигрантов из бывшего СССР. Конечно, среди них найдутся те, кто с нелюбовью вспоминают родину, но их мало и они, как правило, из безнравственных невлиятельных людей;
    3. Российский народ обладает уникальным(!) интеллектуальным потенциалом, который необходим стремительно развивающейся научно-технологической сфере США;
    4. Любая интернациональная корпорация включает в себя множество специалистов, финансов, научно-технологических ресурсов из России, работающих в партнерских отношениях.

    Реальная политика никогда(!) не делается там, где делаются публичные заявления.
    21:13
    21.03.2015
  • -без комментарий))) Надо думать, что и США ни до окончания срока Обамы, ни при новом президенте от своего подхода не откажутся. Следовательно, с практически стопроцентной уверенностью можно предполагать, что нынешняя "почти холодная война" между США и Россией сохранится минимум на ближайшее десятилетие. И я считаю такой прогноз основательным и реалистичным.

    РИА Новости ria.ru/columns/20150320/1053566289.html#ixzz3V7UxFcyE
    16:15
    22.03.2015

Партнеры





Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.