Юрий Городненко
Главный принцип: "вовремя уйти"
Стоит вспомнить, что руководитель украинского Кабмина никогда не задерживался ни на одной из занимаемых высоких должностей. В 2001-2002 годах он был министром экономики в правительстве Автономной Республики Крым. Когда начало разгораться очередное противостояние между Киевом и Симферополем, которое в итоге привело к отставке тогдашнего председателя Верховного совета Крыма Леонида Грача, Яценюк предпочел тихонько перебраться в Киев.
Здесь он стал первым заместителем главы Нацбанка. Когда в ноябре 2004 года началась "Оранжевая революция" и на валютном рынке возникла паника, Яценюк, исполнявший в тот момент должность руководителя финансового регулятора страны, поспешил подать в отставку. Кстати, благодаря стараниям вице-президента Европейского еврейского конгресса Евгения Червоненко ему приписали якобы спасение страны от надвигающегося дефолта. Большинство аналитиков к этим заявлениям отнеслись крайне скептически.
Подобная тенденция — "вовремя уходить с поста" — продолжалась и далее.
В марте 2007 года стал министром иностранных дел. Ушел с должности в момент, когда начал назревать конфликт между Грузией и Южной Осетий, а Ющенко Запад толкал открыто поддержать военные приготовления режима Саакашвили против России.
В декабре 2007 года возглавил Верховную раду Украины. В ноябре 2008 года фактически спровоцировал свою отставку с поста главы парламента. Именно в этот момент начала разваливаться "оранжевая" коалиция, за сохранение которой в значительной степени отвечал и спикер. Началось жесткое противостояние по линии Тимошенко-Янукович.
Теперь Яценюк ушел с поста премьер-министра. Как и в 2008 году, когда был отправлен в отставку с поста спикера Верховной рады, он фактически оставляет главных соперников (Порошенко и Тимошенко) один на один, лишает их в своем лице удобного переговорщика, провоцирует на прямой конфликт.
С уверенностью можно сказать — в ближайшее время борьба внутри украинской политической элиты пойдет не на жизнь, а на смерть (причем не в переносном, а в прямом значении). Для проигравшего — это может стать физическим исчезновением. Для триумфатора — временная "пиррова победа".
К ногам "победителя" в этом конфликте упадет страна с полностью разрушенной экономикой, катастрофическим положением дел в энергетической сфере. Сегодня украинская армия старательно утюжит инфраструктуру Донбасса (30% промышленного производства). Яценюк практически уничтожил возможность прийти к соглашению в газовой сфере с Россией.
В этих условиях глава Кабмина спасает уже даже не свою политическую будущность (по большому счету ее нет ни у одного из ведущих украинских политиков). Он борется за своё физическое выживание и явно не хочет стать жертвой социальных волнений и смертельных разборок на властном Олимпе, которые в складывающейся ситуации объективно неизбежны.
Но поведение Яценюка — это еще и лакмусовая бумажка дальнейших шагов Вашингтона.
Показательно, что с самого начала он не удосужился предложить парламенту правительственную экономическую программу. В прежние времена это происходило в момент утверждения нового Кабинета министров или сразу за этим. Предварительно получали от Запада четкие сигналы о размерах финансовой помощи и кредитования в рамках международных структур (МВФ и др.), а также оформляли юридически цену на российский газ на ближайший период. На основании этих двух факторов готовились макро- и микроэкономические параметры экономической программы правительства.
В этот раз это сделано не было. Это значит, что изначально Запад ничего не планировал предоставлять и ставил крест на украинской экономике.
Почему?
18 июля 2014 года во время очередного видеомоста из цикла "Территория ценностей" (Москва-Киев-Тбилиси), который прошел в рамках Международного мультимедийного пресс-центра МИА "Россия сегодня", директор грузинского Института стратегии управления Петр Мамрадзе и руководитель Центра глобальных исследований Нана Девдариани напомнили об одном прогнозе ООН, подготовленном на основе данных исследовательской компании Population Reference Bureau. Согласно ему Грузия и Украина входят в число пяти стран (наряду с Японией, Болгарией, Боснией и Герцеговиной), которым грозит исчезновение населения до 2050 года.
В январе 2010 года ставленник США Виктор Ющенко всеми силами лоббировал отмену моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Как писали многие аналитики, делал он это в интересах западных транснациональных кампаний. Тогда Верховной раде удалось заблокировать этот процесс. Депутат от евроинтеграционного "Блока Литвина" Олег Зарубинский 19 января 2010 года в парламенте заявил: "Речь не о земле, а о территории. Нас толкают на то, чтобы Украина вышла на торги своими почти 60% территории. Я вам зачитаю вывод экспертной группы в докладе климат-контроля: из-за угрозы глобального потепления и увеличения уровня Мирового океана количество земель для жизни и обработки будет катастрофически уменьшаться, что приведет к перенаселению и конфликтам за территорию… Нас толкают к торгам своей территорией".
Складывается впечатление, что и сегодня Запад продолжает последовательно реализовывать цель, о которой говорил Олег Зарубинский. Чем беднее будут граждане Украине, чем неустойчивее будет политическая ситуация, тем сговорчивее станет Киев в данном вопросе.
Массированная и агрессивная информационная атака на умы украинцев продолжается. А это значит, что у Арсения Яценюка скоро появится новая "миссия".