В детстве в каком-то приключенческом романе я вычитал замечательное изречение: "Строгость снисходительна к коршунам, но сурова к голубицам". Название романа я сейчас вспомнить не смог. Но вот это изречение вспоминается каждый раз, когда думаю о подходе Запада к нынешнему украинскому политическому кризису.
Абсолютно черное против абсолютно белого. Мужественные и принципиальные оппозиционеры против насквозь прогнивших клевретов диктаторского режима. Если отбросить шелуху ничего не значащих словесных оборотов вроде "мы осуждаем насилие с обеих сторон", то именно так выглядит происходящее на Украине, с точки зрения западных лидеров.
Представим себе сцену. Вы спокойно идете по улице. Внезапно из-за угла вылетает агрессивный детина и со всего размаха бьет вас дубинкой по голове. У вас нет желания досрочно отправляться в мир иной, и вы даете детине сдачу. Но тут из-за угла появляется еще один персонаж – председатель Общества ревнителей морали.
И вскоре вы слышите его гневный оклик в ваш адрес: "Нет, не смейте бить этого представителя гражданского общества! Вы обязаны вести переговоры о мирном разрешении конфликта! А иначе я введу против вас санкции!"
Абсурд и фантасмагория? Нет, всего лишь аллегорическое описание нынешнего западного курса по отношению к Украине. Такое впечатление, что западная дипломатия начисто утратила навыки критического анализа.
Давайте попытаемся понять: почему Запад по отношению к Украине ведет себя именно таким образом?
А вот для Америки Украина – нечто совсем другое. В 1938 году британский премьер-министр Невиль Чемберлен охарактеризовал Чехословакию как "далекую страну", населенную "людьми, о которых мы ничего не знаем". Подавляющее большинство американских политиков, как мне представляется, относятся к Украине очень похожим образом.
Для стратегов из Вашингтона украинцы – это не конкретные и хорошо знакомые мужчины, женщины и дети. Украинцы для них – это люди-схемы, люди-функции, фишки в большой геополитической игре, которую непременно надо выиграть.
А разве можно сопереживать, допустим, фишке в казино? Конечно, нет! Фишку надо использовать. Фишкой надо рискнуть! А как иначе? Кто не рискует, тот не имеет шансов выиграть.
Но хочу еще раз подчеркнуть: вышенаписанное – это лишь часть объяснения. В поведении Запада по отношению к Украине меня больше всего удивляет не стремление США и ЕС максимально ущипнуть русского медведя и лишить его свободы маневра. Это как раз логично и ожидаемо. А вот что, с моей точки зрения, и нелогично, и неожиданно, так это неспособность Запада элементарно просчитать последствия собственных действий.
Допустим, вы не очень любите своего соседа. Допустим, вы не будете сильно против, если в его доме что-то взорвется. Но означает ли это, что вы будете радоваться, если взрыв разметет не только его дом, но и ваш? Наверное, все-таки нет.
Можно ненавидеть Януковича. Но даже в этом случае сложно отмахнуться от пугающей реальности: впервые за многие годы огромная страна в центре Евразии может быть охвачена пламенем полномасштабной гражданской войны. Неужели это нужно Европейскому Союзу и Америке? Неужели Запад готов заплатить даже такую цену за "обуздание имперских амбиций Кремля"?
Не верю, не верю и еще раз не верю. Архитекторы современной западной политики – не злодеи. Это очень интеллектуально высокомерные люди, которые с большой неохотой и исключительно медленно расстаются со своими предрассудками.
Вспомним недавнюю ситуацию в Сирии. Вспомним, как дружный хор западных политиков заунывно распевал: "Асад – злодей, Асад плохой, а его противники – ангелы! А русские – тоже плохие! Они мешают свергнуть Асада и выдают какие-то бредовые фантазии о том, что среди его противников сильны позиции Аль-Каиды!"
Ведь было это, правда? А потом было и другое. У "хора" вдруг сменилась песня: "Да, русские, конечно, плохие! Но в чем-то они оказались правы! Как же так получилось, что мы едва не начали активно поддерживать Аль-Каиду?"
Хочется верить, что аналогичный момент просветления у западных политиков скоро наступит и в отношении Украины. Сейчас не время сводить геополитические счеты с Москвой. Сейчас не время решать, чья она, Украина – "евроатлантическая" или "пророссийская". Сейчас время объединить усилия и направить их на тушение украинского внутриполитического пожара. Если это произойдет, то вектор событий в Киеве может измениться.
У Запада есть реальные рычаги воздействия на украинскую оппозицию. Я, конечно, сомневаюсь, что для праворадикальных лидеров Олега Тягнибока и Дмитрия Яроша Барак Обама является большим авторитетом. Но он авторитет для "цивилизованных" украинских оппозиционных лидеров вроде Арсения Яценюка и Виталия Кличко.
Ключ к хотя бы относительному улучшению ситуации на Украине – это скорейшее размежевание в оппозиционной среде. Радикалы должны быть изолированы и подвергнуты давлению со всех сторон, а не только со стороны Януковича и официальных структур. Но это станет возможным, только если Запад скорректирует свой курс.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции