Рейтинг@Mail.ru
Трагедия в школе 263: в поисках виноватых - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Трагедия в школе 263: в поисках виноватых

Читать ria.ru в
Дзен
Скоропалительные выводы и жесткие запреты - это худшее, что может последовать за трагедией в столичной школе 263, считает Наталья Афанасьева.

Захват заложников в московской школе
Захват заложников в московской школе
Подросток, который в понедельник устроил стрельбу в школе, задержан, прощание с убитыми учителем и полицейским проходит в четверг. Думаю, что дети, которые оказались в заложниках и стали свидетелями это страшной трагедии, придут в себя еще нескоро. А что творится в семье этого ребенка, даже представить страшно.

Все остальные пытаются понять, как это произошло; найти причину и назначить виноватого: в семье ли, в школе, или в обществе. Это, наверное, нормальная реакция. Произошла чудовищная, страшная, совершенно бессмысленная трагедия, и кажется, что если понять, где произошла ошибка, то можно подобное предотвратить, уберечь своих близких.

Вооруженное нападение
Инциденты со стрельбой в школах в мире в 2012-2014 годах
Только никакие обобщения в этой истории не работают, не складываются в поучительную картину. В школе была охрана, мальчик хорошо учился, он не из неблагополучной семьи, не слишком общителен, но никто не жаловался на его необыкновенную агрессивность. Никто до этого не замечал серьезных конфликтов с учителями, в том числе и с убитым географом. Судя по тому, что рассказывают дети, ставшие заложниками, после захвата ему звонили родители и пытались найти слова, которые его могли бы остановить.

Никаких подробностей об этом ребенке, о его семье, о его состоянии мы не знаем, да и важны они, эти подробности, исключительно для специалистов, для экспертизы, нас же они только уводят в сторону. Совершенно не важно, кем работал отец этого мальчика. Его очевидная вина — в том, что оружие оказалось доступно. Но и это никоим образом не объясняет произошедшего. Ведь эти выстрелы не были несчастным случаем, мальчик целенаправленно шел убивать. Может быть, не окажись у него под рукой винтовки, все было бы как-то иначе, но механизм был запущен.

Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, архивное фото
Чаплин: обществу сегодня остро необходимо нравственное воспитание
Бессмысленно пытаться все объяснить обычным "как страшно жить": дескать, время нынче дурное, напряжение в обществе зашкаливает, школа готовит автоматы для сдачи ЕГЭ, а не воспитывает, досуг у нынешних подростков убогий, и все информационное поле провоцирует насилие. Даже если все это так, ничего это не объясняет. Такая история могла бы произойти (и периодически что-то похожее происходит) в любое время и в любом, даже самом благополучном обществе. Такие истории случались задолго до того, как подростки начали играть в жестокие компьютерные игры и смотреть боевики. В самых лучших школах, где самые внимательные учителя и дотошные психологи, периодически ученики причиняют сознательный вред себе или другим. И никакие рамки, никакие охранники, никакие системы безопасности не смогут остановить десятиклассника, который взял охотничью винтовку и пошел в школу.

Значит ли это, что мы вообще должны перестать анализировать эту ситуацию, делать выводы и искать выход? Нет, конечно, все, что можно вынести поучительного из этой трагедии, мы должны вынести.

Но это точно не должны быть требования что-то запретить, ужесточить, взять под контроль, принять соответствующие поправки — все это так часто происходит в последнее время и ничего, кроме всеобщей нервозности, не дает, и только усугубляет то состояние психической неуравновешенности и депрессивности, которыми явно страдает наше общество.

Никто не защитит наших детей, кроме нас самих. Даже школа — это выбор родителей, а значит, и ответственность за нее — на них, то есть на нас. Надо понимать, что детская психология — это наука, и педагогика — это наука, и родительству тоже надо учиться.

Старшеклассник открыл стрельбу в московской школе
Искусство страдать
После того, как стало известно, что мальчик шел на медаль, появилась версия, что проблемы с географом возникли из-за оценки. Так ли это или нет, мы не знаем (и вообще, ставить диагнозы по обрывочным данным — дело заведомо вредное). Но мы точно знаем, что бывают такие дети, для которых четверка — это трагедия, бывают семьи, где с первого класса детей ругают за плохие оценки, ориентируют на успех. Мы знаем, что бывают учителя, которые унижают детей и не дают им проявлять свои способности. Мы знаем, что дети страдают, а подростки крайне уязвимы, и к ним нужен особый подход, им нужны особая любовь и внимание.

И я думаю, что нам всем стоит прекратить разглядывать эту трагедию со стороны, искать какие-то причины, которые нас не касаются, и уж тем более уповать на государство, которое, как это всегда бывает, в ответ проведет профилактические проверки и примет какой-нибудь закон. Все, что мы можем сделать сегодня — это обнять своих детей, попросить у них прощения за собственную жесткость, глупость, несправедливость, за невнимание и нечуткость.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала