Иногда даже самая красивая и завлекательная мечта может быстро превратиться в чудовищный кошмар. Именно что-то подобное, с моей точки зрения, произошло и происходит на улицах Киева в январе 2014 года.
Президент Украины Виктор Янукович бесконечно далек от моего идеала государственного деятеля. Но политические процессы, старт которым вольно или невольно дали лидеры оппозиции, это вообще нечто невообразимое.
Оппозиции не понравился отказ президента Януковича немедленно подписать соглашение об ассоциации с Европейским союзом? Вполне логичное проявление эмоций в данных обстоятельствах. Оппозиция на то и оппозиция, чтобы не соглашаться с решениями действующей власти.
Но вот что является и нелогичным, и неразумным, и абсолютно не допустимым, так это способ, которая выбрала оппозиция, чтобы сказать власти свое "фи".
Если верить оппонентам Виктора Януковича, то их цель – как можно скорее "вернуть Украину в европейскую семью народов". Звучит несколько странно в контексте побоищ, которые можно было наблюдать на улицах Киева, вам не кажется?
Я не питаю особо сентиментальных чувств к Европейскому союзу. Но мне всегда казалось: современная европейская идея – это, прежде всего, уважение к закону и безукоризненное соблюдение всех без исключения конституционных процедур.
Вместо этого "проевропейская" оппозиция в Киеве выбрала совсем иной путь. Путь, который в моих глазах ассоциировался с не самыми продвинутыми странами третьего мира, а вовсе не с государством, которое жаждет войти в ЕС.
У украинской оппозиции все, с моей точки зрения, получилось как в старом советском анекдоте: "Мы устроим такую борьбу за мир, что нигде камня на камне не останется!". Решив, что для достижения европейской мечты все средства хороши, оппозиция фактически предала эту самую мечту.
И это не просто пафосные слова. Мечты бывают разные. Есть мечты, предавать которые можно сравнительно безнаказанно. А есть мечты, за предательство которых обязательно придется платить очень высокую цену. То, что произошло на Украине, однозначно относится ко второй категории.
О какой именно "расплате" я веду речь? Понять это легче всего, совершив краткую политическую экскурсию в другую страну бывшего СССР, которая очень хотела совершить быстрый "прыжок в демократию" – Киргизию. В 2005 году ради "блага общества" местная оппозиция устроила государственный переворот (ой, извините, "тюльпановую революцию").
Но если эти события и принесли пользу стране, то разглядеть эту "пользу" никому не удалось даже под микроскопом. Пытаясь совершить рывок вперед, Киргизия в действительности сделала огромный скачок назад.
Чем более высокоорганизованным и цивилизованным является то или иное человеческое общество, тем меньшее значение в нем имеет такой фактор борьбы за власть, как голая, не подкрепленная законом физическая сила.
В Киргизии после "тюльпановой революции" физическая сила на энное количество лет стала не просто первостепенным фактором борьбы за власть. Физическая сила в постреволюционной Киргизии стала практически единственным значимым фактором борьбы за власть.
И не думайте, что я преувеличиваю ради красного словца. Я знаю и люблю эту страну. Я был в ней в моем советском детстве. Я был в ней при президенте Акаеве. Я был в ней при первом "постреволюционом" президенте Бакиеве. И я до сих пор помню свой глубокий шок от новых киргизских политических реалий после "славного переворота" 2005 года.
Непреодолимая стена, которая в любом уважающем себя государстве отделяет легальную политику от сферы, где друг с другом соперничают боссы различных криминальных группировок, была в Киргизии разрушена. Криминальные боссы стали не просто закулисными политическими кукловодами. Много раз сидевшие уголовники-рецидивисты превратились в основных киргизских политических ньюсмейкеров.
Помню, как один из таких людей – самый сильный на тот момент политико-криминальный лидер в стране Рыспек Акматбаев – прилюдно обещал "дать по физиономии (в оригинале была использована несколько менее интеллигентная лексика) премьер-министру".
Встретившись вскоре после этого с "революционным президентом" Курманбеком Бакиевым, я не преминул задать ему вопрос на этот счет. Ответ главы государства я запомнил, наверное, на всю жизнь: "А что вы меня спрашиваете? Он же не мне обещал набить физиономию, а премьер-министру. Вот с ним и разговаривайте!".
Неужели украинская оппозиция хочет для своей страны подобного будущего? Не верю, не верю и еще раз не верю. Но дела говорят гораздо громче, чем слова. А дела эти таковы: своими действиями лидеры оппозиции объективно способствовали тому, чтобы события на Украине пошли по киргизскому сценарию.
Вы спросите: а как же заявления оппозиционных вождей? Мол, все насилие в Киеве – это результат злодейских поступков неких посланных действующей властью провокаторов? С моей точки зрения, это не более чем политический фиговый листок.
Возможность того, что подобные "провокаторы" существуют, я, конечно, исключать не могу. Но поверить в то, что все насилие в Киеве – исключительно результат их деятельности? Нет, уж извините! Расскажите уж лучше что-нибудь про козни поддерживающих Януковича инопланетян. Это и то будет звучать убедительнее!
А вот Украину очень жалко. Жалко, что эта исключительно близкая для нас страна все глубже погружается в пучину вредоносного и смертельно опасного политического кризиса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции