Великому комедианту Стивену Фраю так и не удалось стать зачинателем олимпийской трагедии. Призыв известного защитника прав сексуальных меньшинств к бойкоту Олимпиады в Сочи не был поддержан высшими лидерами западных стран. Но ставить точку в этой истории рано.
В начале сентября 1999 года я находился в состоянии глубокого волнения. Моя давняя мечта посетить Новую Зеландию была как никогда близка к исполнению. Новый премьер-министр Владимир Путин отправлялся в эту страну на саммит Организации Азиатско-Тихоокеанского Сотрудничества. И я был в составе правительственного пула журналистов.
В конечном итоге всех нас пустили в Новую Зеландию без вклеивания виз в наши паспорта. Как тогда говорили, не привыкшее к наплыву заявителей консульство Новой Зеландии в Москве не успело надлежащим образом обработать наши документы.
На начальном этапе подготовке визита никто не подозревал, что так произойдет. И мне пришлось заполнить визовую анкету. Обычно я ненавижу подобные бюрократические формальности. Но о заполнении анкеты на визу в Новую Зеландию я со смехом рассказывал друзьям еще многие недели и даже месяцы. Почему? Из-за графы "семейное положение". Там были не только привычные мне варианты "женат", "холост", " разведен", " вдовец", но и вариант для состоящих в гомосексуальных отношениях.
Конечно, нынешний железный занавес — не чета тому, о возникновении которого Уинстон Черчилль объявил в Фултоне в 1946 году. Шесть с лишним десятилетий назад жители "двух миров" могли лишь гадать о том, что на самом деле происходит по другую сторону "шторы". Сейчас препятствий для общения и удовлетворения своего любопытства практически нет.
Однако отсутствие возможностей для нормальных контактов — это всего лишь одна из многих личин железного занавеса. Другая, не менее важная его составляющая, с моей точки зрения, — ценностный разрыв. И в этом плане 1946 год вполне сравним с 2013 годом. Изменилась лишь природа ценностного конфликта, но не его суть.
Каждая сторона абсолютно убеждена в собственной правоте. Пространство для компромисса практически отсутствует. Предстоящие десятилетия станут временем ожесточенных культурных войн. Собственно, первые "залпы" этих " войн" уже прозвучали.
Поговорить я хотел бы совсем об ином — о необходимости сохранения здравого смысла и вежливого и корректного отношения к тем, кто находится по "другую сторону баррикад".
Великий оратор древности Цицерон заметил когда-то: "Законы молчат во время войны". Культурные войны — не исключение. Культурные войны из-за секса — не исключение вдвойне. И относится это и к Западу, и к России. В прошлом тема гомосексуальных контактов могла с легкостью исковеркать на Западе судьбу любого человека. Вот, например, ставший известным сравнительно недавно эпизод из британской политической истории 1930-х годов.
Один из самых богатых людей мира герцог Вестминстерский люто ненавидел своего родственника, бывшего министра, графа Бьючемпа. Задавшись целью разрушить его жизнь, герцог сумел получить доказательства бисексуальности графа и представить эти доказательства королю. Престарелый монарх Георг V пришел в ужас и, согласно легенде, заявил: " Я думал, что такие люди кончают свою жизнь выстрелом из пистолета!"
Графа Бьючемпа под угрозой ареста вынудили отказаться от всех своих многочисленных общественных должностей и навсегда покинуть страну. Находясь в состоянии глубокой депрессии, граф подумывал о самоубийстве, но вскоре умер своей смертью. Жена Бьючемпа, прожившая с ним три десятка лет, леди Летиция категорически не хотела разводится с мужем. Но ее заставили это сделать.
Одновременно пострадали еще два человека. Сын короля Георга герцог Кентский состоял в романтических отношениях с дочерью графа Бьючемпа леди Мэри. После скандала молодым людям велели забыть о существовании друг друга.
Трагедия или даже целый каскад трагедий? Вне всякого сомнения. Хорошо, что на современном Западе подобные ситуации уже невозможны. Но как быть с тем, что возможными стали другие ситуации?
Такие, например: мэр французского города в силу своих убеждений отказывается исполнять новый закон и регистрировать гомосексуальный брак. В результате теперь мэру (вернее, мэрам — таких случаев во Франции уже несколько) грозит или огромный денежный штраф или реальное тюремное заключение. С моей точки зрения, это абсолютно отвратительно.
Говорят, лес рубят — щепки летят. Призывать " не рубить лес"- занятие заведомо бесперспективное. Культурные войны не остановить даже самыми благонамеренными призывами. Но " ревнителям морали" и у нас, и на Западе стоит помнить: " щепки" в данном случае — человеческие судьбы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции