Отношение к госсимволам — еще один пункт в списке наших разногласий. Американцы уже привыкли к осквернению флага, которое часто происходит во время протестов в исламском мире.
Надо отметить, что вести войну со "звездами и полосами" не всегда безопасно. Изготовленное в Китае полотнище обладает ядовитой мощью: в прошлом году в пакистанском Лахоре один из участников многотысячного протеста против любительской ленты "Невинность мусульман" надышался дымами паленого ацетата от горящего флага и скончался в госпитале. Перед смертью человек по имени Абдулла Исмаил сообщил, что дурно ему стало именно от флага США.
Американцы и сами этого не знали до разъяснения Верховного суда в 1989 году, которое отменило действовавшее в 48 из 50 штатов уголовное наказание за надругательство над флагом.
Американец, который оплевал и сжег свой флаг
Новатором в деле осквернения национального символа стал Грегори Ли Джонсон, член молодежного крыла революционной компартии, стоящей на платформе маоизма. На марше в Далласе в 1984 году этот молодогвардеец устроил показательную расправу над полотнищем. Американские диссиденты скандировали "America, the red, white and blue, we spit on you" ("красно-бело-голубой" — разговорное наименование флага). И слово не расходилось с делом — оплевали и сожгли. Джонсон по части антиамериканизма заткнет за пояс не то что ярого русского патриота, но и идеолога "Аль-Каиды". Флаг США для него — это "символ репрессий, узаконенного международного убийства и грабежа". Какая участь ожидает "империю зла", он доступно объяснял на революционных сходках, демонстрируя единомышленникам истекающую кровью отрубленную голову свиньи…
Случайный прохожий, ветеран Корейской войны Дэниел Уокер, не смог сдержать слез, глядя, как горит Old Glory. Когда толпа разошлась, он бережно собрал пепел и предал его земле на собственном подворье со всеми воинскими почестями, на которые был способен. Он был в числе свидетелей обвинения, описав невыносимые страдания и моральный вред, причиненные осквернителями национальной святыни.
Джонсона приговорили к году тюрьмы и двум тысячам долларов штрафа, с чем он не согласился. Одну апелляцию он проиграл, вторую выиграл, и в итоге Верховный суд признал подобные поступки одной из разновидностей свободного выражения мнения.
"Хотя надругательство над флагом глубоко оскорбительно для многих, правительство не может запретить выражение любых идей только потому, что общество находит эти идеи оскорбительными или неприемлемыми", — заключил Верховный суд. Решение было принято с перевесом в один голос — 5 "за" при 4 "против", в полной мере отразив раскол общества.
Флаг им дорог, но Конституция дороже
То, что началось в Америке, было посерьезнее реакции российского общества на выходку Bloodhound Gang. Ведь это страна, где национальные флаги на флагштоках у дома — неизменные атрибуты провинциального быта, где в городах они свисают из окон и с балконов, развеваются по ветру на антеннах автомобилей, размещаются на бутсах, майках и трусах. День флага отмечается в этой стране с 1777-го года и перерос уже в Неделю флага, а в Пенсильвании, родном штате рокеров из Bloodhound Gang, в честь звездно-полосатого учрежден даже официальный выходной.
Понятно, что ветераны и сторонники консервативных ценностей от Аляски до Техаса были в шоке от решения Верховного суда, а очевидец кощунства Уокер и вовсе слег. Сенат единодушно принял резолюцию, выражающую "глубокое разочарование", президент Джордж Буш заявил, что он "очень, очень огорчен". Законодатели попытались провести "Акт о защите национального флага", предусматривающий кару за оскорбление "звездно-полосатого" даже за пределами США, но поняли, что эдак и до Третьей мировой войны недолго, и пункт сняли.
Кипеж только раззадорил маоиста Джонсона. Он прибыл с друзьями прямо к Капитолию и повторил своей подвиг — облил керосином и подпалил "красно-бело-голубой", приговаривая "гори, малыш, гори". И снова был оправдан. Приятелям, правда, припаяли по три дня тюрьмы — не за кощунство над стягом, а за причинение ущерба госсобственности: купить флаг они не удосужились и стащили его со здания почтового офиса.
Революционер все еще недоволен
"Если на сборе NAACP (ассоциация цветных меньшинств) вы закричите "умрите, черномазые", вы воспользуетесь своим правом на свободу слова. Но если вам в ответ намнут бока, то будут абсолютно правы. Первая поправка гарантирует свободу слова, но не гарантирует, что за это слово вам не накостыляют", — многозначительно написал читатель под одним из таких гуманно-просветительских опусов.
"Засланных казачков" и опасается революционер Джонсон, ожидающий, что с ним сквитаются дремучие патриоты, которых в США довольно много. Утверждают, что он редко появляется на массовых мероприятиях, опасаясь за свое здоровье, а то и за жизнь. На всякий случай он перебрался из Техаса в другой штат, однако остался непоколебим даже после того, как судебная система встала на его сторону, а не президента США, конгресса и национального собрания. "Я не могу сказать, что правда и правосудие восторжествовали у нас", — заявил он в интервью журналу People.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции