Только был обнародован Указ об учреждении звания "Герой труда", а тут уже готов и фильм с оптимистическим названием "Долгая счастливая жизнь" о людях труда, один из героев которого вполне себе достоин старого нового ордена. С четверга фильм в прокате.
…Молодой фермер Александр Сергеевич, предположим, Пушкин (на него в нашей стране принято возлагать ответственность за все), уговорил местных сельчан отремонтировать свиноводческий комплекс с колбасным цехом, построить птичник и поставлять на рынок аппетитные сельхозпродукты. И богатеть, богатеть…
Бизнес-план был убедительным, возможно, даже вдохновляющим, раз не только городской банк выдал парню кредит, но и люд в округе худо-бедно взбодрился. И тут средь бела дня, как снег на голову, явились новые хозяева, у которых в кармане — решение суда и свой бизнес-план.
Новые хозяева хотели все уладить по-хорошему. Вот тебе, парень, срок убрать картошку, кредит закрываем и даем компенсацию. Ты, мол, только подпиши. Другого варианта в природе нету. Это, мол, Процесс…
Никто не сказал, что это "исторический процесс"; без того было понятно, что он бесповоротный и неостановимый, как рок, как колесо Истории с большой буквы, как быстрая речушка, что бежит мимо деревни по камням, кипятясь и пенясь.
Парень поупирался: как же так? Если денег кому-то надо, можно и дать… кому надо. Или давайте договоримся об аренде. Нет — и все тут. И пошли вон с компенсацией или без компенсации. Тем более, что и у районного суда на это "нет" проштамповано законное "да".
Александр Сергеевич было согласился. Но тут уперлись люди труда: земля наша, будем защищать ее с берданками в руках. Тогда и парень приободрился и забрал свое обещание.
Люди труда вышли на работу, прихватив с собой охотничьи ружья. Далее могла бы развернуться полномасштабная гражданская война в отдельно взятом регионе. Но до этого дело не дошло. Люди, — кто по семейным обстоятельствам, кто осознав бессмысленность сопротивления, — стали линять с "линии фронта". В поле воином остался один — Александр Сергеевич, говоря условно, Пушкин.
***
И верно, такой ход повествования скорее бы эмоционально аудиторию зацепил и имел бы больше шансов на массовый успех. Но авторов, видимо, терзала другая мысль. Та, что сегодня люди в своей массе не способны на сколько-нибудь основательную солидарность и сколько-нибудь продолжительный протест. Вот только одиночки рыпаются и заводятся.
***
Что же случилось с Александром Сергеевичем? Какая вожжа попала ему под хвост? Ему-то меньше всех нужна была война с Процессом. Он по-всякому был бы с деньгами и с бабой, что в него влюблена как кошка. Но на категорическое "да" нового хозяина, он сказал безумное "нет".
Кульминацией повествования стала, однако, не последовавшая за сим сцена смертоубийства. Это уже развязка. В фильме есть слегка замаскированная настоящая кульминация. Это когда Александр Сергеевич на своем микроавтобусе мчит из точки "А" в точку "Б", как в школьном задачнике. Скорость нарастает. Рев мотора, смешиваясь с шумом закипающей реки, набухает. И кажется, что машина вот-вот взлетит. Или взорвется. Лицо парня за рулем каменное. Закипающий бунт — внутри человека, в его душе, в его сердце, в его подкорке…
Напряжение, достигнув предела, опадает… Река осталась позади, умолкает мотор. Наступает мимолетная прострация. Это уже замаскированная развязка, ее нечаянное предвосхищение.
Читать Все умрут, река останется >>
***
Александр Сергеевич, когда к нему подступилась команда судебных исполнителей во главе с полицейским чином, сначала смачно плюнул в одного из них, а потом их всех поубивал. Такой вот вышел Эксцесс.
Ордена "Героя труда" Саше наверняка не дадут. Срок дадут. И немалый. Но это за кадром. В кадре герой в прострации. К нему приткнувшись, лежит его любимая девушка, которая еще не знает, что он натворил, и какая им обоим предстоит "долгая счастливая жизнь".
Эксцесс оскорбленного чувства одиночки стал кровавым ответом на Процесс тотального произвола. "Русский бунт бессмысленный и беспощадный", но не массы, как некогда пророчил реальный Александр Сергеевич Пушкин, а отдельного человека, привел нас увидеть кинорежиссер в своем фильме.
Увиденное не потрясает, но побуждает пересмотреть некоторые устоявшиеся представления о том, какими путями движется так называемая русская цивилизация.
Как же все парадоксально повернулось: буржуазная цивилизация, основанная на героике индивида, на личном его успехе, на культе частной собственности, дает сегодня примеры высокой человеческой солидарности, а культивированный в советские годы коллективизм обернулся атрофией именно социальной общности. В нее теперь, как нож в масло, входит деспотическая сила. Неважно чья — государства или мафии.
Нынешним идеологам только и остается, что давить на патриотические мозоли с целью консолидации общества. Еще на мозоли этнические и националистические. Гуманистические цели — это для них нечто факультативное.
Это как наши прежние успехи в освоении космоса, которые явились побочным продуктом милитаризации страны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции