Александра Шевелева, для РИА Новости.
Если пробежаться по списку контактов в моем смартфоне и выписать духовные практики, которыми сегодня занимаются мои друзья, получится вот что.
У Кости персональный гуру и обязательное паломничество в Индию два раза в год. Саша ведет тантрические семинары и ездит на посвящения к Далай-ламе, окончил гештальт-курсы. Маша зарабатывает тем, что гадает на картах Таро и проводит посвящение в мастера Рэйки (лечение наложением рук). Родя, любопытный, бывает везде: в ДК, где за умеренную плату предлагают закрутить чакры в "правильную" сторону, на семинарах по "внутреннему" массажу, на занятиях холотропным дыханием, на Випассане (десятидневные медитации), является мастером Рэйки и не пропускает ни одной лекции посвященных, которых привозят в Москву. Федя уже десять лет состоит в какой-то буддийской организации.
Вероника долго изучала гештальт-терапию, практиковала половое воздержание по брахмачарье, сейчас занимается астрологией, медитацией, веганством и аюрведой. Алла и Антон – завсегдатаи тренингов личностного роста и опытов второго рождения. Лена ездит на тренинги по работе с женской энергией. Ваня – опытный йог и любитель осознанных сновидений. Игорь занимается всеми видами телесно ориентированных практик. Кристина интересуется буддизмом, медитирует и гадает на рунах. Дима ходит на все буддийские ретриты, ездит на семинары по переживанию опыта смерти, живет в буддийском городке под Москвой и собирается уйти в тибетский монастырь.
Я не буддистка, не индуистка и мои друзья – вовсе не маргиналы с дредами, которые сдают квартиры и живут круглый год под пальмой в Гоа. (Хотя и такие есть). Большинство из них – взрослые, хорошо зарабатывающие люди с высшим образованием. И я уже давно перестала удивляться, что почти каждый мой знакомый медитирует, не ест мясо или, на худой конец, занимается йогой. Это уже для русского человека дело привычное.
Я тоже иногда бываю на разных эзотерических тренингах и поражаюсь – насколько это огромная и неисследованная область российской жизни. Проводящие их организации, как правило, не имеют кассовых аппаратов, не ведут бухгалтерскую отчетность, не платят налогов, поэтому совершенно невозможно оценить количество адептов эзотерических школ и размах этого сектора экономики. Но, судя по тому, что слова "карма", "тантра", "чакры" вошли в общеупотребительную лексику, эзотерикой в России интересуются миллионы.
И я говорю не только о молодых людях моего возраста. Возьмите в руки журнал "Вестник здорового образа жизни", официальный тираж которого – два миллиона экземпляров.
Вот что пишут пенсионеры из российской глубинки: "варикозное расширение вен на ногах "укрощаю" гимнастикой тибетской медицины", "встать на путь ЗОЖ мне помогла встреча с учением Порфирия Корнеевича Иванова "детка", "оба ведра выливаю на голову, прямо в темечко, которое еще называют "третий глаз". Главное, пишут пенсионеры, не ходить по врачам, а лечиться самим, народными средствами, наладив связь со Вселенной.
И я совершенно не удивилась, когда опубликовали телевизионные рейтинги новогодних программ. Телеканал ТНТ, где показывали "Битву экстрасенсов", в какой-то момент по рейтингам обошел даже "Первый канал" и "Россию". Каждый десятый россиянин с замиранием сердца смотрел, как ведунья Елена Ясевич разгадывает тайну проклятой конюшни, как экстрасенсы расследует трагедию перевала Дятлова, и как ведьма Елена Голунова в телевизионном эфире общается с мертвыми.
Я сначала расстроилась: ну что же это такое – ведьмы, свечки, куколки из воска, дешевая магия за три копейки. А потом даже обрадовалась. Интерес к потустороннему и к непостигаемому разумом – это, по-моему, признак потребности в духовной жизни. Получается, что спрос на духовность довольно высок, а удовлетворить его в полной мере некому.
Наверное, этим должна заниматься церковь. Но тут несколько сложностей: старшее поколение, воспитанное в антиклерикальном материализме, к регулярной церковной жизни не привычно. А для моих сверстников у современной российской православной церкви, мягко говоря, не очень дружественный интерфейс.
Мне могут возразить, что в праздники церкви забиты, на Крещение в двадцатиградусный мороз в проруби негде яблоку упасть, а тот ажиотаж, который творился в Москве, когда в Храм Христа Спасителя привезли пояс Богородицы, вспоминать страшно. Да, все так. Но вера в то, что ныряние в прорубь избавляет от всех грехов, а пояс Богородицы излечивает все болезни опять же сродни вере в магию.
Как бы то ни было, сегодня в России мы наблюдаем глобальный кризис рационального мировоззрения. И он наступил вовсе не вследствие плохого образования. Когда я начинаю знакомиться с тренерами эзотерических семинаров и с учителями йоги, то с удивлением обнаруживаю, что большинство из них – выпускники МАИ, МИФИ и физматов. Любители братьев Стругацких, Айзека Азимова и Кира Булычева. Почему так произошло? Я не знаю. Но чувствуется какое-то общее разочарование рациональными способами познания мира.
Человек изо всех сил стыдится своего низкого обезьяньего происхождения, анатомии глаза, в котором неоткуда взяться "загадочному взгляду". Другими словами, человеку очень страшно стать постигаемым. Уж лучше верить в "детку" и "третий глаз".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции