Мария Токмашева
Вторник в Венеции начался с показа нового фильма обладателя прошлогоднего "Золотого льва", южнокорейского режиссера Ким Ки Дука. Картина под названием "Мебиус" не участвует в конкурсе фестиваля, но это никак не повлияло на количество публики, собравшейся в 9 утра в самом большом зале Дворца Казино. Ким Ки Дук зрителей не разочаровал и даже взбодрил начавшую активно дремать на конкурсных показах венецианскую публику.
Сюжет картины строится вокруг семьи - жена, муж, их сын-подросток. Жена подозревает мужа в измене с продавщицей из соседнего магазина. Муж особо и не пытается оправдываться, а сын старается не вмешиваться в родительские отношения. В один из вечеров, правда, и сын, и его мать уже застают любовников во время полового акта. После чего парень отправляется мастурбировать в свою комнату, а мать берется за нож, хранящийся в доме под статуэткой Будды, и собирается лишить своего супруга собственно орудия измены. Супруг этой участи избегает, и тогда женщина в ярости решает отрезать половой орган своему сыну. После совершения этого отчаянного поступка женщина уходит в неизвестном направлении.
Все эти события происходят, к слову, буквально в первые 10 минут фильма. Потом Ким Ки Дук максимально раскроет и тему мужской солидарности, и мужские комплексы в отношении половых органов, и непреодолимое желание испытать оргазм при любых обстоятельствах. В фильме, как и всегда у Ким Ки Дука, немало жестких сцен и демонстрации секса. Так что особо консервативные зрители вряд ли будут в восторге. На родине режиссера - в Южной Корее - уже грозятся не выпустить "Мебиус" в прокат. Возможно, и у нас в стране эта картина для показа в кинотеатрах не допустят. Хотя сам Ким Ки Дук не раз признавался, что российский зритель очень ему дорог: хорошо принимают наши люди замысловатое творчество режиссера. В Венеции, впрочем, фильм приняли просто отлично: почти весь зал громко хохотал, когда демонстрировались кадры с очередным отрезанным половым органом, или когда герои фильма искали в интернете способы получить сексуальное удовольствие и без пениса. Особенно занимательно наблюдать за всем этим действом, учитывая тот факт, что в "Мебиусе" абсолютно нет слов.
Таким же небогатым на речевое сопровождение и таким же визуально запоминающимся оказался и конкурсный фильм "Побудь в моей шкуре" Джонатана Глейзера. По иронии судьбы и он оказался каким-то "антимужским". Главная героиня здесь - загадочная инопланетянка, которую играет Скарлетт Йоханнсон в непривычном зрителям образе роковой брюнетки. Она едет по шотландской автостраде, останавливается возле незнакомцев, чтобы спросить дорогу, предлагает составить им компанию, а затем отправляет в небытие. Непосредственно сцены убийства мужчин Глейзер показывает редко, гораздо чаще Йоханссон заманивает очередную жертву в заброшенный дом, начинает раздеваться в каком-то абсолютно темном пространстве и в буквальном смысле ускользает от уже испытывающих возбуждение мужчин, которые погружаются в некую жидкость и оказываются полностью обездвиженными.
Героиня Йоханнсон так поступает с мужчинами абсолютно разного типажа, возраста и социального статуса. Когда одной из жертв становится небольшой уродец с непропорционально большой головой, "Побудь в моей шкуре" отчетливо напоминает фильмы Дэвида Линча. Картина Глейзера, несмотря на повторяющийся сюжет, смотрится просто завораживающе. Сделана она необычайно стильно и загадочно. Звучащая за кадром музыка погружает в транс и действует на зрителя примерно так же, как томный голос Йоханссон и ее глаза действуют на мужчин, которые идут вдоль шотландской дороги.
Кроме двух этих ярких и запоминающихся работ вчера в конкурсе показали еще и фильм Амоса Гитая "Ana Arabia". Гитай - главный израильский режиссер мира. В начале 70-х он участвовал в арабо-израильской войне, что и повлияло на его дальнейшее творчество. Гитай не раз участвовал в престижных международных фестивалях и получал награды за свои картины. Новая его работа по сути ничем не отличается от предыдущих.
Главные фильмы 70-го Венецианского кинофестиваля - в фотоподборке проекта Weekend >>
Молодая журналистка Яэль приезжает в небольшой район в израильском Яффо. Этот район, где раньше в относительном спокойствии жили арабы и евреи, собираются сносить. Яэль хочет написать очерк об одной из бывших его жительниц - еврейке Ханне, оставшейся в живых после Освенцима, вышедшей замуж за палестинца, принявшей ислам и получившей имя Аna Arabia, что переводится как "Я - арабка". Собирая информацию для материала, девушка знакомится с мужем Ханны Юсуфом и их семьей. Весь фильм, собственно, и превращается в одно большое групповое интервью. Юсуф по очереди приводит журналистку к каждому из членов семьи, которые в свою очередь вспоминают, как все было раньше. При этом сама Яэль, что не совсем свойственно журналистам, почти не задает вопросов и крайне редко пользуется блокнотом для записи сказанного своими респондентами.
Фильм снят одной камерой, тщательно снимающей разговоры о совместной непростой жизни арабов и евреев. Конфликт их длится десятилетиями, но эти политические принципы не могут помешать простому семейному счастью, если вдруг случится настоящая любовь. Впрочем, смысл этот понятен уже из первых 20 минут картины и дальше он совершенно не получает никакого развития. Смотреть картину непросто. Лишь завораживающие пейзажи разрушающегося района как-то примиряют с работой Гитая, который, впрочем, никогда не отличался сюжетной насыщенностью своих произведений.