Мария Токмашева
Два первых фильма основного конкурса 70-го Венецианского кинофестиваля – австралийские "Тропы" и итальянская "Улица Кастеллана Бандьера", несмотря на их абсолютно разную тематику, оказались в итоге посвящены "женщинам с характером".
Главная героиня "Троп" режиссера Джона Керрана – австралийская путешественница Робин Дэвидсон. В 70-е годы она прошла более полутора тысяч миль по пустыням Австралии, о чем потом и написала книгу, ставшую основой сценария для фильма Керрана. На роль Дэвидсон режиссер пригласил австралийскую актрису Мию Васиковску, которая стала известна всему миру после заглавной роли в "Алисе в стране чудес" Тима Бертона. В "Тропах" у актрисы роль кардинально иного плана: на протяжении почти всей двухчасовой картины чумазая Васиковска скитается по австралийским пустыням в компании верного пса и четырех верблюдов. Последним, кстати, посвящена не малая часть фильма. Керран тщательно показывает и непокорный характер верблюдов, и их без сомнения величественный вид. Укротить таких не каждому под силу, но юной путешественнице это удается.
Дэвидсон отправилась в путешествие, продолжая дело своей матери, погибшей в пустынях. Этот мотив также достаточно подробно показан в картине Керрана. Единственно лишней кажется в фильме линия отношений с фотографом National Geographic Риком Смоланом (Адам Драйвер), который периодически навещает героиню Васиковски в пути. Сначала общение между ними не складывается, но потом в минуты отчаяния Дэвидсон именно в Смолане находит друга и защитника, что, впрочем, не мешает ей завершить начатое дело.
В итальянской "Улице Кастеллана Бандьера", действие которой происходит, вроде бы, в не менее живописном, нежели австралийские пустыни, Палермо, главными являются вовсе не пейзажи, а именно драматургия. Режиссер картины Эмма Данте – известный итальянский драматург и постановщик театральных спектаклей. Она сама же исполнила в своем кинодебюте одну из главных ролей.
В основу сюжета фильма, по словам Данте, легла новостная заметка, рассказывающая, как на одной из узких итальянских улочек не могли разъехаться два автомобиля – так и стояли они больше суток, блокируя движение остальных машин, - просто потому, что водители не могли пойти на компромисс и решить, кто первый должен сдать назад. Данте нашла для этих водителей свои мотивы: за рулем каждой машины – упрямая женщина, переживающая не лучшие моменты своей жизни.
В первой машине сидит пара лесбиянок – Рози и Клара. Рози (Данте) – глава их семейства, но у нее серьезный кризис личности, она не может найти общий язык со своей матерью, со своими друзьями. За рулем второй машины – уже пожилая Самира, которая возвращается с кладбища, где похоронена ее дочь. Самира везет в машине своего зятя и его новую семью. Не только в этом замкнутом пространстве, но и вообще по жизни она чувствует себя лишней. Спокойствие ей приносит лишь могила дочери и кладбищенские собаки, которых она поит и кормит каждую субботу. В машине Самира с семьей доезжают почти до самого дома и сдавать назад им не позволяет сначала близкое расстояние, а затем уже и принципы – зять старухи говорит ей, чтобы она не поддавалась на уговоры девушек и ждала, когда первыми отъедут они. Самира честно слушается и остается в машине, в то время, как все остальные члены семьи уже спокойно идут домой, готовят пасту и общаются с соседями.
Водители не уступают друг другу ни когда из-за их поступка на улице уже начинается поножовщина, ни когда на город опускается ночь. Многочисленные местные жители, впрочем, особо и не пытаются разрешить конфликт: разделившись на две группы, они рассказывают Рози и Самире, что назад сдавать ни в коем случае нельзя, а потом с азартом участвуют в организованном зятем Самиры споре о том, кто же все-таки сдастся первой. Конечно, закончиться эта история о двух принципиальных женщинах, которым в жизни особо и нечего терять, может только трагедией, которую вполне можно было избежать, случись это дорожное происшествие в другом месте и в другое время.