Рейтинг@Mail.ru
Пять кинопутешествий к Луне - РИА Новости, 01.09.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Пять кинопутешествий к Луне

© Star FilmКадр из фильма "Путешествие на Луну", 1902
Кадр из фильма Путешествие на Луну, 1902
Читать ria.ru в
Дзен
110 лет назад, 1 сентября 1902 года, на Луне высадился десант… французов-авантюристов. Земные гости нашли оригинальный способ добраться до спутника: залезли, подобно Мюнхгаузену, в гигантскую пушку и благополучно достигли "других берегов", а когда соскучились по родине, тем же путем вернулись обратно. Речь, конечно, не об историческом событии, а о фильме – четырнадцатиминутной фарсовой комедии Жоржа Мельеса "Путешествие на Луну". В подборке РИА Новости – пять лучших кинопутешествий к Луне.

110 лет назад, 1 сентября 1902 года, на Луне высадился десант… французов-авантюристов. Земные гости нашли оригинальный способ добраться до спутника: залезли, подобно Мюнхгаузену, в гигантскую пушку и благополучно достигли "других берегов", а когда соскучились по родине, тем же путем вернулись обратно. Речь, конечно, не об историческом событии, а о фильме – четырнадцатиминутной фарсовой комедии Жоржа Мельеса "Путешествие на Луну". В подборке РИА Новости – пять лучших кинопутешествий к Луне.

В далекие края: "Путешествие на Луну", 1902 год

Жоржа Мельеса называют волшебником – в собственной студии он умудрялся создавать такие декорации и воплощать в жизнь такие трюки, что его фильмы для своего времени выглядели фантастическими. Режиссер был неравнодушен к жанру псевдокументального кино – например, прибегнув к спецэффектам, снял "Извержение вулкана на Мартинике", а еще придумал путешествие на Луну, завершившееся полной победой просвещенного человечества над аборигенами-селинитами, которых сыграли профессиональные акробаты. Особая прелесть картины в том, что она сделана с юмором, а поэтому и сегодня Луна–голова с человеческим лицом, театрально-неправдоподобные, но с восхитительной изобретательностью сделанные декорации – гигантские грибы, железный снаряд-ракета, нарисованное небо со звездами - смотрятся легко и нескучно. Фильм существовал в двух – черно-белой и цветной, раскрашенной - версиях. Последняя долго считалась утраченной (когда-то Мельес в припадке безумия пытался сжечь многие свои негативы), но в 1993-м в Барселоне некий анонимный коллекционер внезапно принес ее в дар фильмотеке Каталонии. В 2010-м картину восстановили (за 400 тысяч евро!) и спустя год торжественно показали, под сопровождение музыки AIR, в Канне.

Успех предприятия: полный успех! Добраться до Луны (равно как и вернуться домой) оказалось несложно: ни специальных костюмов, ни скафандров для путешествия бесстрашным изобретателям не понадобилось. Забавно посмотреть, каким покорение космоса представлялось до случившегося в реальности события. Есть в фильме и один точный трогательный  момент, когда путешественники смотрят с Луны на Землю – голубой (то есть серый) шарик, словно Юрий Гагарин: "Земля... Красота какая!.."

Рай не на Земле: "Женщина на Луне", 1929 год

Спустя почти тридцать лет до Луны добралась первая женщина – в составе экипажа из шести человек. Автор "Метрополиса" немецкий режиссер Фриц Ланг создал детективную немую историю "Женщина на Луне", которая стала первым фильмом, опиравшимся не только на фантазию, но и на реальные технические и научные представления о возможностях космического полета. Консультантом в фильме выступил инженер Герман Оберт, который не только обогатил картину своими знаниями, но и обогатился сам: считается, что киноопыт помог ему в работах над созданием жидкотопливной ракеты.

© Fritz Lang-Film, Universum Film A.G. (UFA)
Кадр из фильма "Женщина на Луне", 1929 год

В фильме космическое судно и сам полет, который становится возможным благодаря разработкам профессора Манфельдта, убедительны: путешественники облачены в скафандры, испытывают перегрузки и состояние невесомости, а стартует ракета по обратному отсчету: три, два, один… который в фильме был использован Лангом как драматический прием, а в жизни стал удобной практикой. Профессор и его друзья становятся заложником жадности и жестокости сильных мира сего: узнав, что на спутнике могут находиться неисчислимые запасы золота, подлецы обманом завладевают бумагами изобретателя и шантажируют его. Выбора у профессора не остается – он  либо летит на Луну, либо не участвует в проекте. А какой ученый откажется убедиться, что труд его жизни не прошел даром?

Успех предприятия: полный успех, если речь идет об осуществлении полета. А вот с самими героями дела обстоят не так гладко, и не факт, что на Землю вернутся все члены экипажа…  Впрочем, в этой киноверсии Луна оказалось местом вполне пригодным для жизни, а учитывая количество золотых слитков, из которых состоят горы - почти раем…

Впереди планеты всей: "Космический рейс", 1935 год

Космическая киногонка в начале прошлого века стала набирать обороты еще до того, как в небо полетел первый настоящий спутник. Действие фильма происходит в 1946-м году (то есть в недалеком будущем) - к Луне отправился советский экипаж ракетоплана "Иосиф Сталин" под командованием изобретателя Павла Седых. Вместе с ним к спутнику полетели аспирантка Марина и тайно пробравшийся на борт юный изобретатель пионер Андрюша. В работе над фильмом принимал участие сам Константин Циолковский, который создал для фильма 30 чертежей ракетоплана, так что научно-технические детали не только не уступали, но и превосходили работу Ланга. Советский фильм хоть и не лишен драматических событий вроде аварии на борту, но рассказывает исключительно о положительных советских персонажах и делает особенный акцент на истории полета и покорения Луны, а не на детективно-любовных перипетиях.

Маленькое неправдоподобное "но", которое, пожалуй, уйдет из кино после настоящего полета человека в космос, состоит в том, что в начале прошлого века космонавтом мог быть кто угодно, а не только закаленный морально и физически человек: летали не прошедшие спецподготовку дети, женщины и кошки – одну из них, единственного выжившего "космонавта" прошлой неудачной экспедиции, экипаж "Иосифа Сталина" и находит на Луне.

Успех предприятия: в середине 1930-х могли ли быть у кого-то сомнения в том, что ракета под названием "Иосиф Сталин" достигнет цели?

Луна в иллюминаторе: "Аполлон 13", 1995 год

"Хьюстон, у нас проблема!" - современное кино о космических полетах с современным же техническим "вооружением" позволяет кинематографистам воплощать в жизнь самые страшные выдумки, но что может быть драматичнее настоящей жизни? В фильме с Томом Хэнксом, Биллом Пэкстом и Кевином Бейконом в главных ролях режиссер Рон Ховард обратился к реальной трагедии корабля "Апполон 13", произошедшей в апреле 1971-го года. Недобрые предзнаменования, которые сгодятся для фильма ужасов средней руки, тоже истинная правда: 11 апреля в 13.13 по местному времени 13-й пилотируемый космический корабль США оторвался от Земли, а 13 апреля на его борту произошла страшная авария, в результате которой вышли из строя две из трех батарей, обеспечивающих снабжение отсека экипажа. О высадке на Луне речи уже не шло – единственной задачей Центра управления полетом, потерявшего с астронавтами связь, стало спасение экипажа и его благополучное возвращение на Землю.

Одним из сценаристов картины выступил создатель документального фильма об этой же космической миссии Эл Райнерт, невесомость снимали в настоящей невесомости при полете на самолете-лаборатории по параболической траектории, а интерьеры внутренних помещений корабля создавали как точные копии настоящих. В общем, глаз простого смертного вряд ли зацепится за какой-то из существующих в фильме "киноляпов", интересные скорее инженеру, нежели увлеченному накалом страстей зрителю.

Успех предприятия: миссия оказалась невыполнима, и "Апполон 13" так и не достиг своей цели – Луну астронавты видели только в иллюминаторе, и если тот факт, что экипаж остался цел и невредим и, благополучно преодолев высокие слои атмосферы в посадочном модуле, сел на Землю, нам кажется настоящей победой, то правительство США провалу национальной космической программы в эпоху Холодной войны вряд ли радовалось. С фильмом дела обстояли радужнее: космическая трагедия обернулась высокими кассовыми сборами и двумя "прикладными" - за лучший монтаж и звук - но все-таки "Оскарами".

Лунная иллюзия: "Первые на Луне", 2004 год

Псевдодокументальный фильм Алексея Федорченко - о том, что первыми на Луне были все-таки русские. Картина рассказывает о тайных космических опытах первой половины прошлого века, свидетельства о которых якобы остались в рассекреченных пленках ФСБ, киноархива ООН и в материалах спецслужб. Впрочем, о том, что картина не документальная, а только "притворяется", если и можно догадаться, то не хочется: стилизованные кадры, помноженные на опыт Федорченко-документалиста, создают чудесную иллюзию, что все это загадочное, страшно секретное и увлекательное могло происходить когда-то на самом деле.

© Свердловская киностудия
Кадр из фильма "Первые на Луне", 2004 год

СССР, 1938 год, правительство в строжайшей тайне строит космический аппарат, который должен полететь на Луну с человеком на борту. А пока в недрах завода создается гигантская ракета, четверо смелых, среди которых Иван Харламов, ведут ежедневные тренировки (занятия снимали в институте авиации в Челябинске, где актеры крутились в той же центрифуге, что и Гагарин в свое время) - каждый в надежде на то, что именно он станет первым. Правда, после запуска ракета бесследно тает в недрах космоса, и ее дальнейшая судьба остается загадкой. Спустя какое-то время в Чили падает метеорит, и у съемочной группы есть все основания связать эти события друг с другом. На старых пленках мы видим и героев фильма, и хроники научных разработок, а перемешаны ретрокадры со съемками-интервью оставшихся в живых "свидетелей" из наших дней.

Успех предприятия: был успех – не было успеха – науке это, по-видимому, неизвестно, а если и был, то столь тайный, что гордиться – тсссс! – надо тихо. Громко же гордиться можно призами: на кинофестивале Венеции новый дерзкий взгляд "Первых на Луне" принес картине премию "Горизонтов", а в России - две награды "Кинотавра".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала