Наталия Григорьева
В российский прокат выходит картина Лена Уайзмана "Вспомнить все" - экранизация рассказа Филипа К. Дика и ремейк одноименного фильма Пола Верховена одновременно. Главные роли, до этого сыгранные Арнольдом Шварценеггером и Шерон Стоун, здесь исполняют Колин Фаррелл и Кейт Бекинсейл, а действие перенесено с далекого Марса на родную Землю, правда, сильно видоизмененную.
Посмотрите фотоленту: "Вспомнить все" - московский визит Колина Фаррелла >>
По сценарию, над которым потрудился Курт Уиммер ("Ультрафиолет", "Солт"), наша некогда голубая планета пережила глобальную экологическую катастрофу, после чего пригодными для жизни остались два небольших островка – привилегированная Объединенная Федерация Британии и Колония, где живут работяги и бедняки. Государства соединены лифтом, который движется прямиком через центр планеты. Правопорядком повсеместно заведует канцлер Кохаген (Брайан Крэнстон), которому подчиняются роботы-полицейские. Само собой, существуют и несогласные с "политикой партии" - оппозицию в данном случае представляют повстанцы-подпольщики, во главе с неуловимым Маттиасом (Билл Найи).
В центре всей этой неразберихи оказывается главный герой Даг Куэйд (Фаррелл), который спокойно жил с красавицей женой Лори (Бекинсейл) и ходил на рутинную работу, пока не решил однажды пройти процедуру вживления искусственных воспоминаний. В процессе выясняется, что Куэйд не тот, за кого себя принимал, что жена хочет его убить, что любит он совсем другую женщину – партизанку Мелину (Джессика Билл), а все окружающие знают его как суперагента Хаузера, которому суждено или спасти, или погубить мир.
Произведения фантаста Филипа Дика пользуются небывалой популярностью у кинематографистов, по его романам и рассказам сняты и "Бегущий по лезвию" Ридли Скотта, и "Особое мнение" Стивена Спилберга, и вышедший в прошлом году триллер "Меняющие реальность", и даже "Помутнение" Ричарда Линклейтора – пожалуй, самый известный пример применения в кино техники ротоскопирования, когда кадры обрисовываются аниматорами. А маленький (на 30 страниц) рассказ "В глубине памяти" уже в третий раз обретает экранное воплощение – помимо фильма Верховена, по мотивам произведения в конце 90-х был снят сериал "Вспомнить все 2070". Неудивительно, ведь три десятка страниц дают режиссеру и сценаристу почти неограниченное пространство для полета фантазии – в книге, например, нет ни детального описания мира, в котором живет герой, ни второстепенных персонажей (только жена да сотрудники той самой компании, где имплантируют память).
Лен Уайзман отнесся к возможности "довоображать" оригинальную историю - в первую очередь визуально - со всей ответственностью. Так Объединенная Федерация Британии выглядит как футуристический многоуровневый город, со скоростными шоссе для летающих автомобилей наверху и привычными глазу узкими улочками для "приземленных" машин внизу. Пространство Колонии – перегруженный как домами, так и людьми мир, который напоминает китайский квартал, разросшийся до размеров целого города. Что уж говорить про придуманный Уайзманом лифт, шахта которого пронизывает Землю насквозь. Самое интересное, что, по признанию режиссера, многие декорации были "рукодельными", то есть построенными в натуральную величину без всякой компьютерной графики. Только вот разглядеть все это и полюбоваться зрителю не суждено.
Несмотря на такой серьезный подход к делу авторов фильма, "Вспомнить все" выглядит недоделанным. Все придуманное Уайзманом явно не помещается в рамки двухчасовой киноленты, в результате места действия сменяют друг друга стремительно и даже грубо, до такой степени, что не всегда сразу понятно, где оказался герой в тот или иной момент и каким образом он вообще туда попал.
Не может Уайзман избавится от давления как оригинального рассказа, так и первой его экранизации. Вот и получается, что псевдофилософские диалоги и рассуждения в лучших традициях Филипа Дика – например, о том, что иллюзия "всегда остается не более чем иллюзией. По крайней мере объективно. А субъективно – совсем напротив…" перемежаются с прямыми цитатами фильма Верховена – так появляется женщина-мутант с тремя грудями.
Результатом этого симбиоза и попыток Уайзмана все-таки не повторяться, а сделать свое уникальное кино, стала не совсем внятная история о Куэйде, который то ли плохой, то ли хороший, о повстанцах, которые, кажется, и сами не до конца понимают, против чего выступают, о невероятном лифте, который облегчает людям жизнь и в то же время оказывается корнем всех проблем, что также становится очевидным ближе к концу.
От этой перенасыщенности страдают и актеры. Характеры главных героев, не прописанные Филипом Диком и взятые Уайзманом у Верховена, теряются в сюжетных перипетиях и батальных сценах – что также дань уважения первой экранизации. Колин Фаррелл не Арнольд Шварценеггер, под которого работал Верховен, снимая фильм-боевик, однако все, что он успевает у Уайзмана – в перерывах между размахиванием кулаками и демонстрацией накачанных мышц – хлопать ресницами и в недоумении широко открывать глаза. И на том спасибо – ситуация, в которой оказывается его герой, ничего, кроме постоянного недоумения вызывать не может. Как это ни печально, но экранным временем и ярко выраженными характерами "обделил" Уайзман и Брайана Крэнстона, и Билла Найи. Кейт Бекинсейл в этом смысле повезло больше – хорошо все же быть женой режиссера – а вместе с ней и Джессике Билл, которая по сюжету соперничает с героиней Бекинсейл и в делах мирового масштаба, и на личном фронте. Обидно лишь, что обе актрисы – брюнетки с одинаковой комплекцией и миловидными личиками. Будь одна из них блондинкой, драки выглядели бы куда эффектнее. Доказано Шерон Стоун.