Наталия Григорьева
Сказка братьев Гримм про Белоснежку и гномов в последнее время популярна у голливудских кинематографистов: в марте на экранах появилась "Белоснежка: Месть гномов" Тарсема Синха, а спустя всего три месяца в прокат выходит "Белоснежка и охотник" режиссера-дебютанта Руперта Сандерса. В главных ролях – звезда "сумеречной саги" Кристен Стюарт, "Тор" Крис Хемсворт и просто обладательница "Оскара" Шарлиз Терон.
"Белла-снежка" и Королева-Шарлиз
Как настоящая сказка "Белоснежка и охотник" начинается с авторского вступления: закадровый голос рассказывает зрителям всем известную историю о короле и королеве, у которых родилась долгожданная дочь неземной красоты. Через несколько лет мама Белоснежки умерла, а папа женился во второй раз – так у девочки появилась злая мачеха, завидовавшая красоте юной принцессы и в связи с этим пожелавшая ее извести. Белоснежку отправляют в лес на погибель, где она знакомится с местными жителями – гномами. Взяв за основу эту фабулу, режиссер существенно видоизменил сюжет. Вместо одного принца на сердце героини претендуют двое, гномы из милых диснеевских человечков превратились в хоть и не высоких ростом, но мужчин в полном расцвете сил, а королева не просто варит зелья из сушеных лягушек, а колдует похлеще Волан-де-Морта и высасывает жизни из красивых девушек подобно дементору.
Про неизвестного режиссера Руперта Сандерса одно можно сказать точно – он поклонник фэнтези-кино в общем, и "Гарри Поттера" и "Властелина колец" в частности. Так, Белоснежка, оказавшись в лесу, вовсе не сидит в домике гномов в ожидании отравленного яблока, принца и счастливого конца, а отправляется в местный Мордор, то есть в замок, где засела королева. По пути не забывает собрать армию – тут-то и появляются гномы. И хоть Кристен Стюарт не похожа на хоббита, зато один из ее ухажеров герцог Уильям стреляет из лука как эльф, а феи напоминают маленьких Горлумов. Каждый, кто даже поверхностно знаком с двумя упомянутыми сагами, без труда найдет в "Белоснежке" и похожие пейзажи, и похожих персонажей.
Главная героиня здесь, конечно, вовсе не принцесса, а злая королева и сразу по нескольким причинам. Во-первых, играет ее Шарлиз Терон, которая в актерском мастерстве на несколько голов обходит молодых коллег, как женского, так и мужского пола. Королева-Шарлиз даже в сказке получилась драматически сложным персонажем: ее дурной характер сформировался в результате детских переживаний, как становится понятно из флешбеков, а колдовство – лишь способ выжить, который, впрочем, не приносит ей должного морального удовлетворения. Над визуальным образом создатели также потрудились на славу: ведьма меняет наряды и короны чуть ли не в каждой сцене и с помощью грима превращается из молодой женщины в морщинистую старуху. Зловещий антураж в виде мрачных башен замка и черных одеяний контрастирует с белыми локонами и голубыми глазами актрисы – незамысловатый прием, делающий отрицательного персонажа гораздо привлекательнее целой толпы положительных.
Тем более, что последние представляют из себя довольное унылое зрелище. Принц-охотник Криса Хэмсворта – тот же Тор, сменивший молот на топор. Умение играть мышцами и управляться с холодным и тяжелым оружием идеально работает в батальных сценах, коих в фильме немало. Герой рубит врагов направо и налево, успевая между делом влюбиться в Белоснежку. А Кристен Стюарт – и это, надо сказать, вызывает смех, так как окончательно превратилось в притчу во языцех – продолжает играть Беллу. Чуть приоткрытый рот и томный взгляд гипнотически действуют и на тролля, и на белого оленя, и на мужчин. Ближе к концу фильма Белоснежка неожиданно превращается в Жанну Д'Арк, наряжается в доспехи и, произнеся пламенную речь о судьбе отечества ведет за собой войско – не меняясь при этом в лице.
***
Первый же уик-энд вывел "Белоснежку и охотника" в лидеры проката в США (здесь премьера фильма состоялась почти две недели назад, 30 мая), заработав $56 с лишним миллионов долларов. Это внушительная сумма: в сравнении с другими дебютами этого года, фильм Сандерса занял почетное четвертое место, а концу первой недели общий доход фильма вплотную приблизился к $170-миллионному бюджету.