Наталия Григорьева
Новый фильм Тима Бертона – комедийный хоррор "Мрачные тени" о противостоянии доброго вампира и злой ведьмы – выходит в российский прокат. Главную роль, как и следовало ожидать, исполняет вечный бертоновский протагонист Джонни Депп, компанию которому на этот раз составили Мишель Пфайффер, Ева Грин и Хелена Бонэм Картер. Фильм выйдет на российские экраны 10 мая, на день раньше мировой премьеры, которая пройдет в США.
Мрачная мыльная опера
Картина является ремейком популярного в 60-е годы американского телесериала, и, если для Бартона сюжет о "диких, но симпатичных" сверхъестественных существах – дело привычное, то полвека назад оригинал "Мрачных теней" произвел настоящий переворот в жанре "мыльной оперы". Впервые на экране вампир, не утратив своей пугающей внешности, превратился в главного положительного персонажа, а атмосфера готических ужасов удачно сочеталась с откровенно комедийными и мелодраматическими элементами. Идея превратить "Мрачные тени" в полнометражный фильм возникла не случайно: Бертон, по его собственному признанию, в детстве, которое пришлось как раз на конец 1960-х, был большим поклонником сериала. И не только он один – фанатами оказались также Джонни Депп и Мишель Пфайффер. Депп, исполнивший роль двухсотлетнего вампира Барнабаса Коллинза, вспоминает, что "сериал был единственным в своем роде, по крайней мере, из тех, что показывали в дневное время, учитывая его вампиров, привидений и ведьм".
Отвечая на вопрос о том, почему он решился на съемки ремейка "Мрачных теней", Тим Бертон говорит: "Я хотел навести мосты между старым и новым и изобрести нечто забавное, для обоих поколений. Времена изменились, но мне кажется, что эти персонажи бессмертны".
Превратить более 1225 серий, а именно столько эпизодов включает в себя оригинальная телеверсия, в полуторачасовой фильм – задача непростая, впрочем, Бертон не стал упрощать себе задачу и оставил неизменными не только главных действующих лиц и историю их взаимоотношений, но и время действие, а именно 1972 год.
Вампирские страсти
Молодая девушка Виктория Винтерс (Белла Хиткот) приезжает из Нью-Йорка в маленький городок в штате Мэн в надежде устроиться гувернанткой в семью Коллинз. Потомки некогда процветающего семейства основателей города нынче проживают в огромном особняке, одиноко и весьма живописно стоящем на утесе. История падения дома Коллинзов началась в конце XVIII века: молодой наследник по имени Барнабас отверг чувства служанки Анжелики Бошар (Ева Грин), которая к несчастью оказалась ведьмой в прямом смысле этого слова. Сначала она убила родителей и возлюбленную Баранабаса - Жозетт, а потом обрекла его самого на вечные муки, превратив в вампира и заживо похоронив в металлическом гробу. Спустя 200 лет волею случая герою удается освободиться из оков, после чего он начинает миссию по возвращению семье былого процветания.
Проведенные в заточении годы не повлияли на деловую хватку Барнабаса, тем более что основой ведения бизнеса по-прежнему остается принцип "кто платит, тот и заказывает музыку". Ко всему прочему гувернантка Виктория как две капли воды похожа на трагически погибшую Жозетт, что заставляет старого вампира вспомнить-таки слова любви. На пути у воссоединившегося со своим вечно молодым главой семейства оказывается лишь одно, помимо мелочей вроде дневного света и серебра, препятствие – та самая ведьма Анжелика, которая не только не состарилась, но питает такие же сильные чувства к Барнабасу.
Сюжет фильма нельзя назвать замысловатым, впрочем, предсказуемый финал и ожидаемые перипетии действия – своего рода отличительная карточка сказочника Бертона, у которого сложные психологические и философские аспекты уступают место визуальному ряду и игре актеров.
Так обитатели особняка Коллинзов составляют галерею удивительных персонажей: уставшая бизнес-леди Элизабет (Пфайффер), ее подлый брат Роджер (Джонни Ли Миллер), бунтующая дочь-подросток Кэролин (Хлоя Грейс Моритц), а также маленький сын Роджера Дэвид (Гулливер МакГрат), который "видит мертвецов", а оттого считается в семье сумасшедшим. Этих тихо ненавидящих друг друга Коллинзов особо не удивляют ни летающие по дому приведения, ни появление странного родственника с неестественно бледным цветом кожи и жутковатым маникюром. "Специалистка" по отношениям полов, 15-летняя Кэролин берется помочь Барнабасу с обольщением Вики, Дэвид делится с новым другом историями о якобы существующих призраках, а злоупотребляющая спиртным и гостеприимством психиатр Джулия Хоффман, изначально нанятая для лечения Дэвида, берется с помощью гипноза изучать личность загадочного гостя.
Впрочем, главные страсти кипят между Барнабасом и ведьмой Анжеликой – роковой красоткой, которая за два века не только не растеряла былую привлекательность, но и сколотила приличное состояние – в том числе благодаря тому, что разорила Коллинзов. Взаимоотношения мифических персонажей, как и супергероев, на экране как правило развиваются бурно, с применением как сверхспособностей, так и простого "человеческого" оружия. "Мрачные тени" не стали исключением, хотя здесь все происходит все в той же утрированной и насмешливой форме. Чего стоит хотя бы "постельная" сцена, а точнее "настенная": герои Деппа и Евы Грин в прямом смысле пренебрегают горизонтальными поверхностями, предпочитая им вертикальные – почему бы и нет, раз оба умеют левитировать.
Нечисть в стиле 70-х
Историями о вампирах и прочей нечисти в наше время уже никого не удивишь, а потому присущая им атмосфера ужаса здесь подменяется комичными диалогами и гротескным внешним видом героев. Неестественно рыжие волосы и накладные ресницы доктора Хоффман, голливудская укладка и кроваво-красные губы Анжелики, хиппи-наряд Кэрол и подчеркнуто скучный и заурядный костюм Роджера – все они, даже для 70-х, выглядят устаревшими и неуместными, как и готический замок с потайными ходами, башенками, статуями и гигантской пыльной люстрой.
Что уж говорить о главном герое: Баранабас Коллинз словно вместил в себя всех предыдущих героев бертоновских фильмов, которых довелось сыграть Деппу, и, пожалуй, в большей степени Эдварда руки-ножницы. Тот же мертвенно-белый цвет лица, темные круги под глазами и иссиня-черные волосы. Конечно, Эдвард "повзрослел", на смену растрепанной копне волос пришла короткая стрижка, а на замену острым лезвиям - слегка удлиненные и заостренные пальцы. Впрочем, и с ними герою Деппа также нелегко управляться, отчего движения выглядят неестественными, ломаными. "Руки помогли мне окончательно перевоплотиться в персонажа, - отмечает Депп, - хотя я должен был заново учиться, как брать предметы, когда мои пальцы заканчивались почти в восьми сантиметрах от места соприкосновения".
Бертон отдает дань не только любимому сериалу, но и в целом вампирской традиции в кино. Его герой при всей своей положительности обладает клыками и время от времени пьет людскую кровь, каждый раз, впрочем, извиняясь перед жертвой за причиненные неудобства. Не обошел стороной режиссер и современную классику жанра: в истории любви Барнабаса и Виктории не трудно усмотреть отсылку к небезызвестной вампирской саге, а иронию диалогов между бертоновскими "Эдвардом" и "Беллой" оценят как поклонники "Сумерек", так и те, кто находятся по другую сторону баррикад. Ну а для тех, кто не признает кровопийц XXI века, есть в картине особый сюрприз: в эпизодической роли можно увидеть классического Дракулу 1970-х Кристофера Ли.