МОСКВА, 1 мая - РИА Новости. Историческая драма с Сергеем Безруковым и Елизаветой Боярской "Матч" о "матче смерти" в оккупированном Киеве в 1942 году, получившая больше нареканий, чем положительных откликов кинокритиков, выходит в российский прокат во вторник.
Лента, снятая Андреем Малюковым, рассказывает о "матче смерти" между футболистами киевского "Динамо" и "Локомотива" и немецкой командой Flakelf в оккупированном Киеве в 1942 году, после которого девять киевских футболистов были арестованы гестапо. Четверо из них были расстреляны, по легенде - за отказ проигрывать соревнование. Остальные оказались в концлагерях.
К роли вратаря Николая Раневича, звезды киевского "Динамо" Безруков готовился основательно - несколько месяцев тренировался у знаменитого вратаря Сергея Овчинникова, смотрел футбольную хронику, худел и репетировал с актером Сергеем Деревянко одесский акцент, который вроде бы на Украине похвалили. С характером героя у Безрукова, по-видимому, не возникло проблем: в фильме Раневич - храбрый, честный, завораживающий юных поклонниц футбола своей сверкающей улыбкой и легкой иронией в голосе.
Посмотрите фотоленту "Гении и простые смертные в исполнении Сергея Безрукова" >>
Боярская в фильме, который больше даже об оккупационном периоде, чем о футболе и "матче смерти", читает Гете, уходит от одного мужчины к другому, а потом и к третьему - бургомистру Киева, но на сей раз ради спасения своего возлюбленного Раневича.
В фильме, пожалуй, много китча: чрезмерно эротический танец героини Боярской перед Раневичем, его игра в футбол в плену мячом из кровавых повязок вместе с еще одним игроком из киевского "Динамо", плохо рассказанная история отношений медсестры, которую сыграла Екатерина Климова, и немецкого офицера, планировавшего расстрел в Бабьем Яру, дородные украинские жещины с хлебом-солью перед нацистами. В целом, отзывы российских кинокритиков тоже далеко не хвалебные.
Понятна и реакция Украины на картину. Еще до выхода в прокат фильм вызвал споры - ему долго не выдавали прокатное удостоверение из-за "необъективного изображения украинцев" и присутствия в картине пропаганды и жанровой стилизации, украинские ультранационалисты развернули против нее целую кампанию, а отдельные политологи высказывали в прессе мнение, что фильм о матче с нацистами нежелателен перед чемпионатом Европы по футболу, так как может противопоставить украинских болельщиков немецким.
В итоге, "Матч" был рекомендован к прокату, и то с формулировкой, что запреты могли послужить лишней рекламой. Более того, прокатное удостоверение выдали с ограничением по возрасту - на сеансы, которые должны начинаться не ранее 18.00, будут допускаться только совершеннолетние. Премьера в Киеве намечена на 26 апреля.
Неизвестно, каким будет прокат "Матча" на Украине, но в России картину покажут и по телевидению, возможно по "Первому каналу" в полной режиссерской версии, разбитой на четыре серии. Она, к слову сказать, Безрукову нравится даже больше. В интервью РИА Новости он признался, что в прокатную версию не вошли многие эпизоды, которые он считает наиболее удавшимися, отношения между героями лучше представлены, а конец интереснее.
В ленте по сценарию Тимофея Сергейцева, Игоря Сосны, Дмитрия Зверькова и Ильи Неретина также снимались Станислав Боклан, Остап Ступка, Александр Кобзарь, Никита Тезин и Дирк Мартенс. Монтировала картину лауреат "Оскара" Габриэлла Кристиани, работавшая также над лентами "Последний император" и "Кандагар".