Рейтинг@Mail.ru
7 фильмов по "невыдуманным" сценариям Тонино Гуэрры - РИА Новости, 21.03.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

7 фильмов по "невыдуманным" сценариям Тонино Гуэрры

© Фото : Janus Films/CriterionКадр из фильма "Амаркорд"
Кадр из фильма Амаркорд
Читать ria.ru в
"Не надо выдумывать сюжетов, - говорил Гуэрра. - Я никогда не делал этого. Чтобы узнать побольше о том, что меня окружает, я каждый день читаю по четыре-пять газет". РИА Новости выбрало 7 самых известных кинолент, автором сценариев к которым был Тонино Гуэрра.

Знаменитый сценарист и поэт Тонино Гуэрра скончался в Италии в среду на 93-м году жизни.

"Не надо выдумывать сюжетов, - говорил Гуэрра. - Я никогда не делал этого. Чтобы узнать побольше о том, что меня окружает, я каждый день читаю по четыре-пять газет".

Первый фильм по его рассказу "Люди и волки" вышел в 1956 году, с тех пор Гуэрра стал автором более сотни сценариев к кинокартинам Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Витторио Де Сики, Тео Ангелопулоса, Андрея Тарковского и многих других режиссеров. РИА Новости выбрало 7 самых известных кинолент, автором сценариев к которым был Тонино Гуэрра.

Фрагменты фильмов и интервью влюбленного в Россию Тонино Гуэрры >>

 

"Фотоувеличение" (Blow-up), 1966 год. Режиссер – Микеланджело Антониони

Четвертая совместная работа Антониони и Гуэрры после трилогии о человеческой отчужденности ("Приключение" (1960), "Ночь" (1961), "Затмение" (1962)), фильм "Фотоувеличение" - первая англоязычная работа режиссера. Фильм снят по мотивам рассказа Хулио Кортасара "Слюни дьявола". Модный британский фотограф, случайно сняв якобы происшедшее убийство в лондонском парке Мэрион и затем, обнаружив подтверждение этого факта при помощи фотоувеличения своего снимка, никак не может найти доказательства того, что это было на самом деле, а не пригрезилось ему.

О совместной работе с режиссером Тонино Гуэрра вспоминал в одном из интервью: "Антониони не любил диалогов в кино. Он любил только образ. Потому-то Антониони, не используя объясняющих диалогов, не любим публикой. Зато он очень любим режиссерами, которые знают, что такое образ".

Фильм был удостоен "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля 1967 года, а Антониони и Гуэрра номинировались на "Оскар" за лучшую режиссуру и сценарий.

"Забриски Пойнт" (Zabriskie Point), 1969 год. Режиссер - Микеланджело Антониони

Сценарий этого фильма был, по сути, совместной работой, кроме Гуэрры и Антониони в числе авторов – Франко Россетти, Сэм Шепард ("Париж, Техас", "Дни жатвы") и Клер Пиплоу, жена Бернардо Бертолуччи. Фильм создает своего рода портрет Америки конца 60-х. Главные герои – предводитель студенческих протестов Марк, угнавший самолет, и Дарья, секретарша, которая едет в Феникс по заданию босса. Главные роли исполнили непрофессиональные актёры Марк Фрешетт и Дарья Халприн.

Как и говорил Гуэрра, многие идеи своих сценариев он брал из жизни. "Весь мир повторял фразу сумасшедшего, забравшегося на дерево, "Я хочу женщину!" – вспоминал сценарист, рассказывая о фильме "Забриски Пойнт". - Не я выдумал эту фразу. Читая эти самые газеты, я нашел в одной, из Турина, как в доме умалишенных в воскресенье сумасшедший открывает окно и кричит в пустой двор: "Хочу женщину!". <…> Из-за взрыва виллы американцы не пускали меня в Америку. Десять дней назад мы виделись с Вимом Вендерсом, и как раз он вспоминал историю о том, как мы с Антониони сломали шкаф, ругаясь во время работы над сценарием. В тот момент, может быть, и родилась идея взорвать виллу".

200 слов про смерть Тонино Гуэрра >>

"Амаркорд" (Amarcord), 1973 год. Режиссер – Федерико Феллини

Гуэрра был одним из ближайших соратников Федерико Феллини, их первой совместной работой стал фильм "Амаркорд". Ностальгические воспоминания об итальянской провинции 1930-х годов, это "диалог" режиссера и сценариста, говорящих на одном языке - романьольском диалекте курортного городка Римини на побережье Адриатики, где они оба родились.

Гуэрра рассказывал в одном из интервью: "Мы с ним (Феллини – прим. ред.) много спорили. Хотя нет, по-настоящему я спорил с Антониони, и спорил много. А с Феллини мы больше смеялись. И говорили. Мы с Феллини родились в 10 км друг от друга и в один и тот же год. Нас связывало детство и общие воспоминания: первая встреча с морем, первая встреча со снегом. Я никогда не забуду тот первый снег своего детства - огромные хлопья, которые медленно падали с неба. Помните, эта сцена с летящим снегом есть в "Амаркорде". Собственно, снег и стал тем, что привело меня в Россию. Я хотел найти его здесь".

А вот так описана сцена с падающим снегом в самом сценарии: "Из-за тяжелой бархатной шторы запасного выхода вдруг вылезает Мудрец. Обращаясь к зрителям, сидящим в первых рядах, где места подешевле, он кричит:

- Снег выпал!

Многие оборачиваются и смотрят на Мудреца, а тот добавляет:

- Выпал и не тает! Вся земля белая!

В зале суматоха. Зрители вскакивают и спешат к выходу. Но есть и такие, что хотят досмотреть фильм.

- Садитесь! Садитесь! - кричат они.

И все же любопытство одерживает, наконец, верх. У выхода образовалась давка. Зрители врываются в узкий коридор, идущий от входных дверей "Молнии". Толкаясь, спускаются по лестнице с балкона. Проходят мимо Рональда Колмена, владельца кинотеатра. Во взгляде у него ярость, но он сдерживается и молча стоит у кассы. Все скапливаются у дверей и застывают на пороге, глядя на падающий с высоты снег.

В воздухе легкий белый хоровод. Бобо и другие ребята выбегают на улицу и руками ловят падающие хлопья. А Бобо даже высовывает язык. Муниципальная площадь уже покрыта белыми сугробами. Извозчик Мадонна пытается натянуть на голову лошади клеенчатый капюшон. Посетители Коммерческого кафе приникли к стеклам и смотрят на улицу.

Снег ложится на крыши, заносит стоящие на путях поезда, укутывает бронзовые чресла Победы на памятнике, падает на недостроенный дом, что возводит отец Бобо, на Гранд-отель - его мавританские купола уже побелели,- на мачты скопившихся в порту суденышек. Непрерывно и бессмысленно падает на гладь моря".

 

"И корабль плывет" (E la nave va), 1983 год. Режиссер – Федерико Феллини

Сейчас, после смерти Гуэрры, СМИ называют его "любимым сценаристом Феллини", но правильнее было бы назвать их лучшими друзьями, понимавшими друг друга с полуслова. Гуэрра говорил: "Работать с Феллини означало углубляться в собственное детство". Символическая притча о конце света "И корабль плывет" - очередное тому доказательство.

В предисловии к сценарию фильма Гуэрра пишет: "Никакой беллетристики: четкий, строгий стиль, почти что действие в чистом виде", - сказал мне Феллини, поручая сделать литературный сценарий своего фильма. Я старался следовать этому условию - и, конечно, фактам, - по возможности избегая всяческих эпитетов и собственных эмоций, которые так и рвутся наружу, когда пытаешься передать словами художественное произведение, построенное на изобразительном материале. Во всяком случае, я сознавал, что тут надо не делиться с читателем впечатлениями от фильма - сделать это просто немыслимо без экрана, - а дать точное описание картины всем, кто любит кинематограф Феллини и кто, в общем-то, знает, что между первоначальным сюжетом и готовым произведением лежит зона творческой работы, которая по-настоящему и в полной мере осуществляется только на съемочной площадке".

 

"Ностальгия" (Nostalghia), 1983 год. Режиссер – Андрей Тарковский

Первой совместной работой Тонино Гуэрра и Андрея Тарковского стал документальный фильм "Время путешествия", рассказывающий о поисках натуры для картины "Ностальгия", после съемок которой Тарковский принял решение не возвращаться в СССР. Об этой совместной работе Гуэрра вспоминал: "Есть фильмы, которые получили всеобщее признание, такие, как "Амаркорд" Феллини или "Фотоувеличение" Антониони или "Ночь святого Лоренцо" братьев Тавиани. Но настоящей драгоценностью для меня остается наша первая работа с Андреем Тарковским. Это документальный фильм "Время путешествия"". 

Над сценарием к "Ностальгии" они тоже работали вместе. "Когда Тарковский приехал в Италию, мы не знали, что делать, я предложил ему полистать тетради с вырезками. – рассказывал Гуэрра. - И он влюбился в историю о шестидесятилетнем человеке, который закрылся в доме с сыном, будучи уверенным, что грядет конец света. И этот факт лег в основу сценария".

 

"Ночь святого Лоренцо" (La notte di San Lorenzo), 1982 год. Режиссеры – Паоло и Витторио Тавиани

Фильм братьев Тавиани, рассказывает о тяжелом и трагичном времени в жизни в том числе и самого Тонино Гуэрра. Гуэрре было 22 года, когда он попал в немецкий концлагерь, именно там он и начал придумывать свои истории. Позже он вспоминал об этом в интервью журналу "Огонек": "В жизни все перемешано: горе соседствует с радостью и наоборот. Именно в лагере я начал писать стихи. Видишь, как все связано! Именно там я стал понимать, как важна жизнь. Помню, когда нас освободили, я был так счастлив, что смотрел на бабочку без желания ее съесть..."

По преданию, в ночь Святого Лоренцо, которую итальянцы отмечают 10 августа, если увидеть падающую звезду и загадать желание, то оно обязательно сбудется - даже, если не произносить его вслух. В такую ночь героиня вспоминает, как в конце Второй мировой войны жители ее деревни, уставшие ждать освобождения от фашистского режима, сами двинулись навстречу союзникам. Фильм был удостоен главного приза жюри Каннского кинофестиваля в 1982 году.

 

"Подсолнухи". 1970 год. Режиссер – Витторио Де Сика

Гуэрра был одним из авторов сценария совместного советско-итальянского фильма "Подсолнухи" с участием Софи Лорен, Марчелло Мастрояни и Людмилы Савельевой (знаменитой Наташи Ростовой из фильма Бондарчука). Лента рассказывает о двух влюбленных, разлученных Второй мировой войной. Фильм снимался в СССР, где героиня Софи Лорен – Джованна – разыскивала своего жениха, пропавшего без вести.

"По жене я русский" любил повторять Тонино Гуэрра. С Элеонорой (Лорой) Яблочкиной они познакомились в 1975 году, когда он вместе с Антониони приезжал на Московский кинофестиваль. Россия стала для него второй родиной, о чем он тоже не раз повторял: "Как только я сошел здесь первый раз с поезда, я сразу понял, что это еще одна моя Родина. Здесь я забываю о себе. Это очень важно. Ведь когда человеку уже много лет, чем чаще он забывает о себе самом, тем более он молодеет. Москва позволяет мне чувствовать себя моложе. Здесь много друзей, здесь работают мастера, которых я очень уважаю". <…> В Москве карнавал. Это весело. Но иногда грубо. И совсем не нежно... Здесь ну разве кто-нибудь смотрит на звезды? Зато запросто звонят по телефону и, не поздоровавшись, бесцеремонно требуют: "Лору!"".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала