Наталия Григорьева
Байопик Клинта Иствуда про основателя и бессменного, на протяжении почти 50 лет, руководителя ФБР Джона Гувера "Дж. Эдгар" выходит в российский прокат. Исполнитель главной роли Леонардо Ди Каприо, получивший за свою работу в фильме номинацию на "Золотой глобус", признавался: "Это был один из самых сложных персонажей, которых мне предлагали сыграть". В картине также снимались Наоми Уоттс, Арми Хаммер и Джуди Денч.
Спасибо Гуверу за это
Джон Эдгар Гувер прошел стремительный путь от сотрудника министерства юстиции до главы бюро, которое по сей день является символом американского правосудия. Участвуя в расследовании террористических атак, которые в 20-е годы устраивали радикалы, а точнее побывав на месте преступления, совсем еще юный Гувер сообразил, как сделать поиски преступников более эффективными. Так появились базы данных и практика снятия отпечатков пальцев – символы ФБР, известные всему миру и неоднократно воспетые кинематографом и поп-культурой. Позже он набрал себе команду, отсеивая обладателей усов, лишнего веса и тех, кто надеялся на продолжение карьеры в другом месте. Под его руководством "федералы" боролись с гангстерами, похитителями и террористами и довольно успешно продолжают делать это и сегодня. Пережив 8 президентов и несколько войн, Гувер создал государственную систему, механизм работы которой остается эффективным спустя почти 100 лет.
Клинт Иствуд решил, что биографию героя лучше всего расскажет он сам, и выбрал для этой цели достаточно простой и неоригинальный для кинематографа сюжетный ход. Старик Гувер надиктовывает мемуары и одновременно вспоминает свою жизнь. Тут и рождается главный парадокс и персонажа, и фильма: при всей неоднозначности своих поступков Гувер до последнего однозначен в собственной оценке прошлого. Так, к примеру, красной нитью проходит идея "красной угрозы", которую глава ФБР считал единственной реальной опасностью для Америки на протяжении доброй трети XX века. Или же мифические секретные досье, якобы составленные на каждого президента от Кеннеди до Никсона, с помощью которых Гувер манипулировал главами государства. Не гнушаясь тайной прослушки и слежки, Джон Эдгар пренебрегал, однако, "грязной работой", то есть лично не участвовал в арестах. Дожив до 70 лет, Гувер, составляя официальную биографию для потомков, не чувствует ни вины, ни раскаяния.
"Эдгар, будь сильным"
Муки совести остаются за пределами "печатных" мемуаров - в личной жизни героя, которой Иствуд уделяет немалую часть своего фильма. Здесь драматическое оказывается неожиданно комическим, и наоборот. Двусмысленные отношения Гувера с помощником Толсоном вызывают улыбку, и Ди Каприо, признающийся в любви мужчине, кажется таким же неуместным, как и Ди Каприо в старческом гриме, вызывающим ассоциации с недавним фильмом о Высоцком и желание воскликнуть "спасибо, что живой". При этом сцена переодевания героя в женское платье не навевает мысли о Фрейде, а лишь показывает болезненное раздвоение личности. В этот момент на экране появляется не могущественный глава ФБР, а мужчина, который всю дорогу мечтал наряжаться в юбки и бусы, но вместо этого слушал маму и был сильным.
По словам самого Клинта Иствуда: "Эта история интересная тем <…> что ты достаточно узнаешь Гувера, чтобы понять его, его любовь к матери, его стремление защитить свою страну, его отношения с Толсоном… все, что составляло его жизнь. Он был не просто директором ФБР, он был очень сложным человеком".
Стараясь быть максимально объективным в изображении своего персонажа, режиссер не судит Гувера, показывая, что в мировой истории нет однозначных персонажей, а гений и злодейство могут сосуществовать вполне плодотворно. Впрочем, между строк здесь читается не только преступление, но и наказание. Одни уважали Гувера, другие ненавидели, третьи боялись, а вот тех, кто по-настоящему любил, можно пересчитать по пальцам – раз, два, три и обчелся.
"Дж. Эдгар" стартовал в мировом прокате в ноябре 2011 года, но не сумел собрать внушительной кассы: при бюджете в $35 млн за 14 недель фильму удалось заработать лишь вдвое больше, около $73 млн. Несмотря на впечатляющий актерский состав и Клинта Иствуда в качестве режиссера, картина получила прохладные отзывы как критиков, так и зрителей и принесла создателям одну номинацию на "Золотой глобус" - за лучшую мужскую роль.