Наталия Григорьева
Псевдодокументальная научная фантастика "Аполлон 18" продюсера Тимура Бекмамбетова проливает свет на якобы совершенный американцами, но строго засекреченный, полет на Луну. В Америке картина выйдет на экраны через день после премьеры в России и в количестве 3000 копий, что станет самым крупным на данный момент российским кинорелизом в США.
Люди были на Луне шесть раз. После первого легендарного полета "Аполлона 11" с Нилом Армстронгом, совершившим тот самый "гигантский скачок для человечества", США запустили еще пять кораблей (последним был "Аполлон 17" в 1972 году), а после этого проект прикрыли. С тех самых пор нога человека не ступала на поверхность Луны – таковы официальные данные. Однако и по сей день есть те, кто уверен, что высадки на Луну никогда не было, все съемки проводились в павильонах, а вся программа "Аполлон" не более, чем масшабная мистификация. Но создатели фильма принимают за правду вышеописанные космические миссии, а к тому же выдвигают версию о существовании седьмого пилотируемого полета, в ходе которого что-то пошло не так, а все материалы были засекречены.
Земля в иллюминаторе
Команде "Аполлона 18", полет которого был отменен, объявляют, что на Луну они все-таки летят, однако проектом занимается Министерство обороны, а, следовательно, говорить даже своим семьям астронавты ничего не могут. В обстановке абсолютной секретности экипаж из трех человек – Уолкера, Грея и Андерсона - вылетает в пункт назначения и на месте начинает выполнение задуманных работ по установке различных камер, антенн и приборов. Казалось бы, обычные лунные дела. Конечно, не стоит забывать, что освоение космоса проходило на фоне холодной войны между США и СССР, так что без русских в этой истории не обошлось. Астронавты обнаруживают заброшенный советский модуль, а недалеко от него тело погибшего загадочным образом космонавта. Комментарии героев в связи с находками вызывают понимающий смех публики: "Не уходи далеко, русские могут быть где-то рядом". С этого момента и начинается та часть сюжета, во время которой герои картин о космосе обычно говорят фразу "Хьюстон, у нас проблема!", а жизнь на Луне оказывается гораздо более оживленной, чем можно было представить.
Сказка ложь, да в ней намек
Помимо очевидной фантастической тематики, фильм, насколько это вообще возможно в данной ситуации, не лишен научной достоверности: детали космического корабля, его внешнего и внутреннего устройства, костюмы астронавтов, луноходы и прочая техника – все проработано предельно детально. Однако не обходится и без художественного вымысла, а скорее даже домысла, причем достаточно пугающего.
На камеру то и дело что-то наскакивает буквально из ниоткуда, заставляя вздрагивать даже завзятых скептиков – дешевый, как принято говорить, но от этого не менее действенный прием, добавляющий элемент хоррора. Однако ужас постепенно приобретает поистине космический масштаб, и связано это не столько с местом действия, сколько с самой идеей неизбежности, ибо деваться с этой подводной лодки под названием Луна и, правда, некуда.
Решив представить картину как модное нынче "мокьюментари", создатели "Аполлона 18" подошли к делу со всей ответственностью. Снимали, как утверждают авторы, на те же камеры, которые "летали" на Луну в 60-70-х., а дотошный оператор даже намеренно царапал дорогую пленку для достижения пущего эффекта. После всех манипуляций большую часть фильма видеоряд представляет собой нечеткую, с помехами картинку. Но удивительным образом изображение действительно оказывается похожим на кадры, снятые Нилом Армстронгом и Баззом Олдрином и обошедшие весь мир. И пусть "Аполлон 18", как художественный фильм, не служит подтверждением существования какой-либо секретной лунной экспедиции, но зато точно доказывает, что снять полет на Луну в павильоне возможно.