Рейтинг@Mail.ru
Языком танца - РИА Новости, 28.07.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Языком танца

Читать ria.ru в
Дзен
После триумфа на Берлинале и ММКФ фильм-посвящение танцовщице и хореографу Пине Бауш немецкого режиссера Вима Вендерса выходит в ограниченный прокат в России. "Пина" - первый опыт съемки документального кино в привычном для голливудских блокбастеров формате 3D, и, по мнению многих западных критиков, один из лучших фильмов Вима Вендерса.

Наталия Григорьева

 

После триумфа на Берлинале и ММКФ фильм-посвящение танцовщице и хореографу Пине Бауш немецкого режиссера Вима Вендерса выходит в ограниченный прокат в России. "Пина" - первый опыт съемки документального кино в привычном для голливудских блокбастеров формате 3D, и, по мнению многих западных критиков, один из лучших фильмов Вима Вендерса.

 

 

"Танцуйте, танцуйте, а то мы все пропадем"

История этой картины началась еще в далеком 1985 году, когда режиссер впервые увидел хореографа на сцене. Однако, прошло более 20 лет, прежде чем, по словам самого Вендерса, он "понял, как снимать кино про Пину".

Летом 2009 года театр Вупперталь должен был привезти в Москву, на Чеховский театральный фестиваль, спектакль "Семь смертных грехов" на тексты Бертольда Брехта и музыку Курта Вайля. Чуть больше, чем за две недели до первого показа Пины Бауш не стало. Артисты гастроли не отменили – четыре раза вышли на сцену московского театра им. Моссовета, впервые без руководителя. Вим Вендерс также не отказался от идеи картины, хотя снимать ему пришлось одному, без главной героини. Из документального фильма о великом хореографе получилась в итоге картина-посвящение, картина-прощание. После фильма Вендерса становится понятно, почему танцоры все-таки приехали в Москву, не успев оправиться от потери. И тогда на фестивале, и сейчас в кино они прощались с Пиной единственным доступным языком, на котором говорили с ней всегда – языком танца.

 

У каждого своя Пина

"Пина" состоит из танцевальных номеров, которые исполняют артисты театра Вупперталь, архивных съемок самой Бауш, а также мини-интервью, в которых танцоры ее труппы вспоминают хореографа. Не обошлось и без отрывков из спектаклей, которые Вендерс снимал на сцене Оперного театра Вупперталя и которые для фильма отбирала сама Бауш - "Кафе Мюллер", "Весна священная", "Полнолуние" и "Контактхоф".

Как ни странно, но формат 3D здесь смотрится более чем уместным, делая театральную сцену глубокой, а движения объемными. Создается

эффект присутствия, словно зрители сидят не в кинозале, а в зале театральном. Или же стоят рядом, когда танцоры исполняют сольные или парные номера, придуманные специально для фильма. Эти выступления – основная линия картины. Артисты танцуют в лесу, в городе, в полупустых заводских помещениях, в вагонах метро и автобусов. Кто-то выбирает для своего номера вершину горы, кто-то - спинку падающего стула, а кто-то - стеклянный куб. Режиссер в данном случае использует метод, который изобрела сама Бауш. Она никогда не давала своим артистам четких указаний: она просто задавала вопрос и просила станцевать ответ на него. Так и Вендерс просил рассказать о Пине через движения, в привычной и естественной для актеров Вупперталя форме. Тем более что труппа настолько многонациональна, что почти каждый ее участник говорит на своем языке.

Безусловно, технику проще всего показать через движения, однако некоторые нашли подходящие слова. Есть в картине очень личные истории: так одна из танцовщиц говорит, что Пина ей так ни разу и не приснилась, и она молится каждый день, чтобы это случилось. Остальные рассказывают о репетициях, о том, как Бауш умела одним словом вселить уверенность, как учила чувствовать свое тело, заставляя танцевать с закрытыми глазами, как замечала каждого и для каждого находила правильные слова. А есть в фильме и те, кто просто молчит – оттого танец становится еще более пронзительным.

Уходящая натура

Хореография Пины Бауш – явление, автономное существование которого находится под вопросом и которое, возможно, со временем исчезнет без своего создателя. Сейчас осиротевший Вупперталь продолжает гастролировать с последним спектаклем, над которым работала сама Бауш – "… как пена на камне…". О новых постановках речь пока не идет, а все усилия труппы направлены на поддержание существующих спектаклей. Но это не классический балет с записанными, выверенными партитурами, поддающимися реконструкции. Современный танец почти всегда привязан к имени хореографа, создающего свой стиль. И в этом смысле Вим Вендерс своим фильмом делает почти невозможное: сохраняет хореографию Бауш в ее оригинальном виде.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала