НОВЫЙ ОРЛЕАН (штат Луизиана, США), 27 мар - РИА Новости, Денис Ворошилов. Американские ученые пока не могут даже предварительно оценить ущерб, нанесенный экологии Мексиканского залива после аварии на нефтяной платформе ВР, однако заверяют, что прекращать бурение не следует.
"Мы постоянно берем пробы, в том числе со дна залива... И мы все еще оцениваем размер ущерба и загрязнения. В прибрежной зоне наибольшему загрязнению подверглись болотистые местности - там нефть проникла в грунт на глубину 4-5 метров. Находиться внутри она может до 13 лет. Все, что пока мы можем сказать - это то, что почва на побережье (на песчаных пляжах) восстанавливается быстрее, чем внутренние участки (загрязненные болотистые участки)", - сказал РИА Новости профессор университета штата Луизиана Юджин Тернер.
Взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon в апреле 2010 года обернулся крупнейшей экологической катастрофой в истории США. Остановить утечку нефти удалось лишь к 4 августа. В результате аварии погибли 11 человек, в воды Мексиканского залива вылилось около 5 миллионов баррелей сырой нефти.
Платформа, на которой произошла авария, принадлежала швейцарской компании Transocean. Американские корпорации Halliburton Energy Services и Cameron International принимали непосредственное участие в подготовке платформы к работе. На момент аварии ею управляла BP. После аварии власти страны ввели временный запрет на рыбную ловлю в районе ЧП, закрыв для промысла более трети всей акватории залива. В середине января правительственная комиссия по расследованию причин произошедшего постановила, что авария на платформе произошла из-за ошибок менеджмента компаний, участвовавших в освоении месторождения.
Устрицы под угрозой
По словам профессора, в настоящее время можно уверенно говорить лишь о том, что наибольшему воздействию загрязнения подверглись моллюски - организмы, не способные передвигаться или передвигающиеся медленно и на ограниченные расстояния. Следовательно, наибольший ущерб понесли и будут нести вплоть до 2014 года ловцы и поставщики устриц и мидий.
"Нефть губительно сказалась на жизни прежде всего моллюсков и всех тек, кто имеет ограниченные возможности передвижения. Даже разлив нефти в пять процентов от того, что произошел весной, был бы губителен для этих существ. Сегодня мы говорим о существенном уроне, нанесенном популяции моллюсков, особенно промысловым", - сказал Тернер.
Он отметил, что вред, в частности, устрицам, может быть нанесен не только непосредственно нефтью, но и изменившимися условиями в местах их разведения. Устрицы чувствительны к температуре воды и при ее изменении гибнут или страдают заболеваниями, делающими их промысел невозможным.
Профессор университета Луизианы в области исследований окружающей среды Ральф Портье согласен с коллегой в том, что пока рано подводить оценки ущерба от загрязнения.
"На суше образовались целые озера нефти, и мы не знаем, как глубоко нефть проникла в грунт. Сейчас мы находимся на том этапе, когда просто собираем всю информацию об изменениях экологии", - отметил он.
Однако, он сказал, что сама утечка не является чем-то необычным для региона, где нефтяная отрасль является одной из основных.
"У нас часто происходят утечки - до сотни ежегодно. Но их масштаб значительно, значительно меньше, все они носят локальный характер. Это для нас не новость - мы имеем дело с такими ЧП постоянно и постоянно готовы к повторению. Особенность последнего разлива в том, что он произошел в труднодоступном для ликвидации месте и продолжался из-за этого очень долго", - сказал Портье.
Декан факультета исследований экологии прибрежных регионов Кристофер Д'Элиа дополнил коллегу, рассказав, что в Мексиканском заливе и на побережье часто происходят естественные утечки. И даже местные ученые, которые постоянно имеют дело с нефтяными утечками, сейчас иногда не могут понять, пришла обнаруженная нефть из залива или это результат естественных утечек. В связи с этим, по словам Д'Элиа, исследователи и эксперты не торопятся приводить объемы ущерба.
"Нефть приходила и раньше, но не в таких количествах", - покачал головой декан.
Ученые не против нефтедобычи
Вместе с тем, ученые без пессимизма смотрят на сложившуюся ситуацию и не считают, что произошедшая авария влечет необратимые последствия и не должна стать причиной запрета на подводное бурение и добычу нефти в Мексиканском заливе.
"Нефтедобыча как отрасль критически важна для страны. Наша транспортная система зависит от нефти, промышленность, малый бизнес - всем нужно топливо. Комиссия (по расследованию причин катастрофы на платформе ВР) пришла к выводу, что бурение в Мексиканском заливе продолжаться может. Но для этого компании должны выполнить все новые требования по повышению безопасности таких работ и провести переподготовку персонала. Это займет некоторое время, а пока рост этого вида индустрии существенно замедлится", - сказал РИА Новости глава центра экологических исследований при университете Мэриленда и член правительственной комиссии по расследованию причин аварии на нефтяной платформе Дональд Бойх.
"Два года назад в восточной Луизиане была утечка нефти, более сложная и тяжелая, чем нынешняя. Справились", - согласился с ним Портер.
Комиссия в своем отчете 11 января указала, что взрыв и утечку можно было предотвратить. Непосредственные причины аварии могут объясняться серией установленных комиссией ошибок, которые были сделаны непосредственно ВР, Halliburton иTransocean, что "демонстрирует систематические провалы в риск-менеджменте и ставят под сомнение культуру техники безопасности в отрасли целиком".
Комиссия рекомендовала президенту США и конгрессу разработать и провести серьезную реформу добывающей отрасли, а также провести дополнительные тренинги для сотрудников профильных госструктур, которые позволили бы повысить уровень готовности к подобным происшествиям.
Комиссия также считает, что нефтяная и газовая отрасли должны провести "самореформирование", существенно повысить собственные стандарты безопасности и учредить органы самоконтроля, которые работали бы вместе с соответствующими государственными органами. И компании, и государство должны активнее работать над совершенствованием технологической и инструментальной базы как для добычи ресурсов, так и для ликвидации последствий аварий на месторождениях, полагают члены комиссии.
Коллег поддержал глава лаборатории по исследованиям в области топливной энергетики университета Луизианы Дэррил Боргойн, который произнес, казалось, крамольную для рыбаков штата фразу, фактически оправдывающую персонал нефтяных компаний.
"Я не думаю, что те, кто работают в нефтяных компаниях, хотели этого или не старались все это предотвратить. Понимаете, нефтяная отрасль в нашем штате дает почти треть рабочих мест жителям. Сотрудники нефтяных компаний, работающие здесь - это не какие-то абстрактные люди, это наши соседи, которые живут рядом, в этом штате. В этих компаниях работают много хороших людей, которые искренне сожалеют, что так получилось. Я уверен, что они не хотели этого", - сказал Боргойн, отвечая на вопрос как воспринимает население Луизианы тот факт, что компании продолжат работу в заливе.
По мнению, Д'Элиа, постоянный запрет на добычу нефти в заливе не может быть введен даже теоретически.
"Вопрос не стоит формулировать "если будем бурить". Мы будем бурить, так как США полностью зависимы от нефти и другого пути нет. Да, нужны новые требования к безопасности, они разработаны. Нужна дополнительная подготовка персонала, это, как заверяют компании, делаются. Нужны новые экспертные рекомендации - мы над этим работаем", - сказал декан.
Он рассказал, что при всей ответственности компании ВР за произошедшее, ее руководство в течение нескольких часов обратилось к специалистам университета с просьбой разработать рекомендации по восстановлению экологии залива после утечки и провести исследования после завершения работ.
"ВР выделила 54 миллиона долларов на программу исследований. Часть денег получил наш университет. Уже в начале апреля нам удалось собрать экспертную группу из ряда штатов и начать работу. Ряд наших рекомендаций помог устранить утечку", - сказал Д'Элиа.
ВР инвестирует в лояльность
После аварии на платформе быть сотрудником ВР в Луизиане стало не только не престижно, но иногда и опасно, и многочисленные работники нефтяного гиганта стараются лишний раз не называть свое место работы. Главный представитель ВР в центре ликвидации последствий аварии Майкл Утслер говорит, что ему, как человеку, который 34 года работает в нефтяной отрасли в США, никогда не было так тяжело смотреть в глаза людей.
Он заверяет, что компания усвоила все уроки из случившегося и постарается сделать так, чтобы такого больше не повторилось, но постоянно повторяет, что катастрофа не должна остановить нефтедобычу на юге США.
"Мы вынесли уроки и сделали ряд выводов о том, как лучше готовиться к таким инцидентам, как их предотвращать. Это ужасная катастрофа, но не стоит говорить, что мы откажемся от такого вида бурения. Мы же не перестаем летать на самолетах, ездить на поездах и автомобилях после катастроф. Это трагедия, которая все еще продолжается, и мы несем всю ответственность за ликвидацию ее последствий", - сказал Утслер.
Он рассказал, что ликвидация последствий аварии началась в рекордно короткие сроки, и это говорит о готовности компаний к ЧП.
"Я хотел бы отметить то, насколько быстро началась работа по устранению утечки. Эвакуация людей с платформы началась через восемь минут после взрыва, первый человек был поднят из воды спустя 12 минут. Через 48 часов над устранением утечки работали 240 человек, через 100 дней - уже 40 тысяч. Нам предоставили помощь в виде оборудования и специалистов 13 нефтяных компаний. Мы привлекли к поиску и сбору разлившейся нефти частные суда, в том числе рыболовецкие - все они активно патрулировали воды залива", - продолжил он.
Отвечая на вопрос, какие именно шаги предприняла ВР для того, чтобы не допустить повторения случившегося, Утслер сказал, что руководство ВР внесло коррективы в систему управления и в оперативных подразделениях компании.
"Мы уже сделали изменения в подразделениях, отвечающих за работу по направлениям нефти и газа, уделяем большее внимание внедрению новых технологий, которые мы ищем по всему миру, более тщательно начали готовить персонал. Мы также внедряем новые методы и подходы к реагированию на подобные ситуации, а также делаем все, чтобы повысить способность кампании предупреждать такие утечки", - рассказал представитель компании.
По его словам, в штабе по ликвидации последствий разлива нефти в Новом Орлеане он выполняет две роли - координирует силы ВР, привлеченные к сбору нефти и очистке воды и грунта, а также является своеобразным "казначеем", который согласовывает все счета, направляемые компании.
"ВР платит за все. Мы уже выплатили 60 миллиардов долларов на ликвидацию последствий утечки. ВР оплачивает 100 процентов счетов и продолжит и далее это делать. Счета приходят как от компаний, которые работают на сборе нефти и очистке, так и от предпринимателей, пострадавших от разлива нефти. Если кто-то, кто продавал футболки туристам на пляже летом 2010 года не смог их продать, то он подает иск, а мы оплачиваем ему убытки", - сказал Утслер, добавив, что за все его годы работы в Amoco-BP, утечка таких объемов произошла впервые.
"Это случилось вопреки всей той работе, которую мы делали. В том числе в области безопасности бурения", - отметил он.
Выплаты пострадавшим от утечки нефти в Мексиканском заливе физическим и юридическим лицам в четвертом квартале 2010 года составили 2,1 миллиарда долларов, всего в 2010 году на ликвидацию аварии и ее последствий BP потратила 40,9 миллиарда долларов. Правительственная комиссия постановила, что около 80% от суммы, взысканной с ВР в качестве штрафов за допущенную аварию, будет направлено на финансирование восстановления региона залива после утечки нефти.