По мнению экспертов, в Российской Федерации последние десятилетия в результате отсутствия государственной антинаркотической концепции на уровне ведомств проводилась либеральная антинаркотическая политика.
Антинаркотический либерализм в Российской Федерации впервые был заявлен 25 октября 1990 г., когда Комитет Конституционного надзора СССР принял решение, согласно которому принудительное лечение наркоманов было существенно ограничено, а потребление незаконных наркотиков приравнено к праву человека, который "…ни перед кем не обязан отвечать за свое здоровье".
Тогда же была исключена уголовная ответственность за потребление наркотиков. В 1991 г. были закрыты лечебно‑трудовые профилактории, где осуществлялось принудительное лечение больных алкоголизмом и наркоманией, нарушавших социальные и административные нормы общежития.
В 1997 г. алкогольное и наркотическое опьянение во вступившем в силу УК России оказались исключенными из перечня отягчающих вину обстоятельств. Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 162‑ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" было отменено принудительное лечение наркомании лиц, совершивших преступление.
Такой же подход был использован в Российской Федерации, когда было принято постановление Правительства РФ от 6 мая 2004 года № 231 "Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ…". После принятия Постановления № 231 смертность от наркотиков возросла в 2 раза. В 2006 г. Постановление № 231 утратило силу.
Специалисты отмечают, что результатом такого либерального подхода к проблеме распространения наркомании является наличие в стране около 2,5 млн наркопотребителей.
Современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления высококонцентрированных наркотиков, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, а также их влиянием на распространение ВИЧ‑инфекции, вирусных гепатитов, что представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью ее населения.
Ключевым фактором негативного развития наркоситуации в Российской Федерации является масштабное производство опиатов на территории Афганистана и их последующий транснациональный трафик на территорию России.
В ряде российских регионов отмечается рост распространения наркотиков, изготовленных из местного растительного сырья и лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и находящихся в свободной продаже, появляются новые виды психоактивных веществ, способствующие формированию зависимых форм поведения.
На эффективности государственной антинаркотической политики отрицательно сказывается отсутствие государственной системы мониторинга развития наркоситуации.
Недостаточно эффективно организованы профилактическая деятельность, медицинская помощь и медико‑социальная реабилитация больных наркоманией. Недостаточно используется потенциал общественных объединений и религиозных организаций.
Так, если в 2008 году было 27,5 тыс. коек в лечебницах, то по данным на июнь 2009 года – 26,5 тыс. коек на 2,5 млн. наркозависимых, причем большинство из них находится в лечебных учреждениях общего профиля.
Глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков РФ Виктор Иванов отметил, что 99% услуг по лечению больных наркоманией сводится к детоксикации, то есть оказанию больному наркоманией первой помощи, а между тем детоксикация – это только первый уровень необходимой помощи. В дальнейшем больному необходимо длительное лечение, а после него – реабилитация и социализация, которыми должны заниматься реабилитационные центры.
По данным Минздравсоцразвития, ресурсы наркологической службы РФ включают: наркологические диспансеры – 144, из них со стационарами – 118; учреждения, имеющие амбулаторные наркологические отделения (кабинеты) – 1878; наркологические больницы – 12; наркологические реабилитационные центры – 4; реабилитационные отделения в наркологических и психиатрических учреждениях – 81; наркологические фельдшерские пункты – 34.
Динамика изменений, происходящих в России и в мире, возникновение новых вызовов и угроз, связанных, прежде всего, с активизацией деятельности транснациональной преступности, усилением терроризма, экстремизма, появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ, усилением негативных тенденций, таких как устойчивое сокращение численности населения России, в том числе уменьшение численности молодого трудоспособного населения вследствие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков обусловила необходимость принятия Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации.
9 июня 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал Указ "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года".
Генеральной целью Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.
В 2011 году запущено новое направление нацпроекта "Здоровье", направленное на развитие наркологической службы, для этого из федерального бюджета выделено 323 млн. рублей.
Суть программы: патогенетическое (медицинское) лечение наркомании проводится в условиях полного отказа от потребления любых наркотических средств. При этом используется большой спектр различных фармакологических препаратов, в том числе и психоактивные средства. В результате удается снять у человека как физическую, так и психологическую зависимость от наркотических веществ. Одновременно с проведением фармакотерапии решающую роль играют мероприятия, направленные на реабилитацию пациентов бригадами специалистов различных профессий. Такой подход позволяет восстановить утраченные социальные навыки у людей, и в дальнейшем помогает их трудоустройству. Важное место здесь уделяется работе с "окружающей средой" пациента, то есть его близкими, родными, социальными связями.
В 2011 году к реализации нацпроекта в части совершенствования наркологической помощи присоединились 16 регионов: Брянская, Белгородская, Костромская, Смоленская, Новгородская, Астраханская, Ростовская Оренбургская, Самарская, Ивановская, Свердловская, Калужская, Вологодская области, а также Ставропольский, Алтайский и Приморский край.