Захар Виноградов, обозреватель МИА "Россия сегодня"
В ночь с четверга на пятницу в Черкасской области было найдено закопанное тело адвоката Юрия Грабовского, который защищал в украинском суде россиянина Александра Александрова. По информации следствия, двое подозреваемых в его убийстве граждан Украины дали признательные показания и указали место захоронения.
Кто такой Грабовский
Сейчас уже точно, наверное, не удастся выяснить, что заставило успешного адвоката взяться за сложные политические дела. Хотя уголовные дела, которые он начал вести в 2015 году, были по юридической квалификации уголовными, но они были связаны с большой политикой — гражданским конфликтом на Востоке Украины.
Дел было два. Одно — Анастасии Коваленко, обвиняемой в подготовке террористического акта. Второе — дело так называемого "ГРУшника" Александра Александрова, одного из двух россиян, задержанных в зоне АТО в прошлом году. При этом в обоих процессах Юрий Грабовский выступал как бесплатный адвокат и защищал обвиняемых по собственному решению.
Анастасию Коваленко, уже почти год находящуюся под следствием, обвиняют в попытке организации террористического акта. Согласно показаниям обвиняемой, когда она переезжала из Донецка в Киев, знакомый попросил передать своему приятелю пакет. При передаче пакета она была задержана сотрудниками Службы безопасности Украины (СБУ), в пакете была обнаружена взрывчатка. Коваленко была помещена в следственный изолятор СБУ, где после многочасового допроса дала признательные показания.
Александрова и Ерофеева, суд над которыми сейчас проходит в Киеве, обвиняют в участии в минометном обстреле, а также в убийстве солдата Вооруженных сил Украины Пугачева.
Оба дела не связаны между собой. С появлением в обоих случаях адвоката Юрия Грабовского дела стали быстро разваливаться, а доказательства, представленные следователями СБУ, утратили процессуальную силу.
Затрещали в суде и обвинения россиян Александрова и Ерофеева (его дело в суде ведет другой адвокат).
Так, обвинение в участии в минометном обстреле позиций Вооруженных сил Украины (ВСУ) в суде было отметено адвокатом Грабовским, доказавшим на основании показаний свидетелей, что обстрел шел в то время, когда оба раненых "ГРУшника" в сопровождении бойцов ВСУ уже направлялись в тыл.
То есть они никак не могли участвовать в обстреле.
К убийству солдата Пугачева они тоже оказались непричастными. Оружие, которое имелось у них при задержании, как это доказал в ходе судебного процесса Грабовский, было другого калибра, чем то, из которого стреляли в Пугачева.
Обстоятельства исчезновения адвоката
На очередное заседание суда по делу Александрова и Ерофеева 9 марта Грабовский не пришел. В тот же день на его страничке в Twitter появилось сообщение о том, что он покинул страну и находится в Шарм-Эль-Шейхе. В следующие дни появилось еще несколько подобных сообщений.
Но Грабовский был известен своей педантичностью и ответственностью, и такое исчезновение выглядело странным. Кроме того, сообщения в соцсети были полны грамматических ошибок, что тоже было не свойственно адвокату. Его друзья и коллеги выяснили в погранслужбе Украины, что тот не покидал страну. 10 марта он был объявлен в розыск.
И здесь выяснилось, что накануне исчезновения Грабовский на своей машине выехал в Одессу. Позже он вернулся в Киев, но не на своей машине (она потом была найдена в Одессе), и даже был в своем офисе, где его якобы видели с каким-то мужчиной. По пока не подтвержденной информации, из офиса Грабовского исчезли важные документы, имеющие отношение к делам, которые он вел в суде.
Как утверждает следствие, один из подозреваемых, покинув Украину, передавал с телефона Грабовского сообщения в Twitter от его имени. С кредитной карточки адвоката деньги были сняты.
Как Грабовский попал в большую международную игру Украины
По словам военного прокурора Украины Анатолия Матиоса, сейчас следствие рассматривает несколько версий убийства адвоката. Среди них — бытовые: либо это было банальное ограбление, либо убийство по личным мотивам. Но у Грабовского не было семьи и, по свидетельству друзей, он жил одиноко.
Версия об ограблении тоже выглядит не очень убедительно — слишком усердно заметали следы преступления.
Но есть несколько фактов, которые украинские следователи пока, судя по всему, игнорируют.
Первое. Грабовский не на шутку схлестнулся с СБУ, когда в деле Анастасии Коваленко доказал незаконность выбитых у нее признаний. Ему даже в ходе многочасового допроса в СБУ пытались пришить "сепаратизм".
Второе. Грабовский неоднократно говорил, что получал угрозы по телефону от националистов. Он испытывал колоссальное давление и со стороны своих коллег из числа тех, кто принял "революцию достоинства". Вот что Грабовский написал в Facebook по поводу интервью своего российского коллеги Ильи Новикова, защитника Надежды Савченко:
"Отличное интервью талантливого адвоката. Респект коллеге. Респект адвокатскому сообществу РФ, не ставшего обливать грязью коллегу, не навесившему на него ярлык бандеровца и фашиста, предателя Родины, и так далее. Наши процессы во многом схожи. Очень жаль, что, кроме противодействия системе, украинским адвокатам приходится преодолевать еще и негативизм общества, так стремящегося в Европу, что по пути оно готово "резать и убивать" адвокатов, защищающих тех, кто "не нравится обществу".
Третье. Политики и в России, и на Украине в последнее время говорили о возможности обмена Савченко на Александрова и Ерофеева — после вынесения приговоров по обоим делам. Теперь в дело должен войти новый адвокат — а это затягивает процесс.
Правоохранители, кстати, возбудили уголовное дело против защитника второго "ГРУшника" Ерофеева — адвоката Оксаны Соколовской по делу четырехлетней давности — о нанесении увечий ее бывшему сожителю.
Но так ли нужно киевским властям возвращение Надежды Савченко? Пока она находится в заключении в России — она символ борьбы. Вернется — символ исчезнет. Более того, Надежда Савченко, заочно ставшая депутатом Верховной рады от партии "Батькивщина" Юлии Тимошенко и членом ПАСЕ от Украины, уже заявила о своих президентских амбициях. В тандеме с будущим премьером Юлией Тимошенко — давним противником нынешнего президента Украины Петра Порошенко.