Дмитрий Виноградов, РИА Новости.
В воскресенье в Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ прошло представительное собрание – доверенные лица Владимира Путина встречались с министрами и сотрудниками администрации президента. Формат до этих пор не практикуемый: почти семь часов люди "с мест" атаковали вопросами людей из Кремля и Белого дома. В понедельник доверенные лица встретятся уже с самим президентом.
Конференция доверенных лиц президента Владимира Путина. Ход встречи >>
Министры в свободном доступе
В воскресенье утром площадка перед Академией народного хозяйства оказалась заполнена дорогими иномарками с мигалками, из которых выходили известные чиновники: Сергей Шойгу, Сергей Иванов, Андрей Фурсенко, Эльвира Набиуллина и многие-многие другие. По зимней грязи от метро "Юго-Западная" мимо гастарбайтеров и бомжей брели доверенные лица Владимира Путина, работавшие в выборную кампанию – уважаемые и известные в своих регионах люди.
"Я хотел бы поговорить о национальной политике, — признался корреспонденту РИА Новости высокий мужчина в казачьей форме, атаман Кизлярского округа Терского казачьего войска Николай Спирин. – В 70-ые годы у нас в Дагестане было 24% русских, а сейчас только 3%".
По словам Николая Спирина, год назад ему как активному общественнику предложили поработать на выборах одним из полутора тысяч доверенных лиц Владимира Путина. Он счел, что это "почетно и ответственно", и согласился. Жизнь его с тех пор изменилась не сильно – он по-прежнему работает в Кизляре директором муниципальной типографии, только его чаще стали приглашать на встречи со статусными людьми. Вот и в Москву он прилетел на встречу с самим Владимиром Путиным, которая намечена на понедельник. В субботу вечером ему стало известно, что в воскресенье будет еще и встреча с министрами.
"Это, конечно, хорошо, — говорит Спирин. – Жаль только, что программу встречи я увидел в последний момент – не успел как следует изучить. Темы-то важные".
Неожиданной встреча оказалась и для VIPов – один из федеральных министров приехал прямо из аэропорта, откуда собирался улететь в один из регионов с визитом. Ему позвонили организаторы и сообщили, что с представителями регионов появилась возможность встретиться прямо в Москве.
Столь представительная встреча отличалась демократичностью. Министры перемещались по академии максимум с парой охранников, в перерывах не отказывали в общении, и скромно пили чай с доверенными лицами президента.
Социалка и коррупция
Всех участников конференции организаторы разбили на семь секций, по интересам – представителей здравоохранения и образования в одну секцию, силовых ведомств – в другую, национальных республик – в третью. Работу секции "Строительство справедливости. Социальная политика для России" открыл помощник президента, экс-министр образования и науки Андрей Фурсенко. "У нас с вами встреча, формат которой до конца неизвестен никому, — под общий смех сообщил он. – Передо мной задачу никто никакой не ставил, Я так понимаю, что задача — встретиться, обменяться мнениями".
С мнения сидящих в президиуме VIPов работа секции и началась. Если верить севшим в президиуме товарищам, то в социальной сфере все не так плохо, как об этом любят писать блогеры и СМИ.
"ЕГЭ при всех его недостатках дает всем равные стартовые возможности. Мальчик из далекого села мог поступить в МГИМО. И реально поступают", — заявил член Общественной палаты, заместитель директора института социально-экономических проблем народонаселения РАН Иосиф Дискин. Он предложил СМИ прославлять героев труда, чтобы молодежи было на кого ориентироваться.
"Наше школьное образование остается в пятерке ведущих государств, ну по некоторым параметрам в десятке, — продолжил министр образования и науки Дмитрий Ливанов. — Сильные стороны нашей школы — это математика и научное образование".
"Здравоохранение оставляет желать лучшего", — признала министр профильного ведомства Вероника Скворцова, и заметила, что в декабре завершается довольно успешная, по ее оценке, двухгодичная программа модернизации. По ее словам, она и ее коллеги проехали по регионам, где воплощение этой программы вызывает опасения, и таковых оказалось ни много ни мало — 50 регионов.
Люди в зале были настроены не так благодушно. Они наперебой стали говорить о том, что их волнует больше всего. "Перекосы реформы тоже очевидны, — возразил Скворцовой заведующий отделением хирургии онкоцентра из Красноярска Сергей Селин. – Федеральной программой выделены разные локализации рака. Деньги выделяются прежде всего на лечение рака груди, рака простаты и рака легкого. А почему именно на них? Ведь рак молочной железы в 10 раз легче лечить, чем, например, пищевода. А пищевод не включен!"
"Вот вы говорите, что надо воспевать людей труда. Да, у нас есть шахтеры, которые ставят рекорды, сопоставимые с мировыми рекордами, — подтвердил председатель независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначев. – Но ведь их работа умножает капиталы частного лица. Сделайте так, чтобы росла их зарплата. Вопрос о моральном поощрении и так решается".
"ЕГЭ — это провальная система, — резал правду-матку Мохначев. В здравоохранении — переход на платные услуги. В основе всего — коррупция. Взятка врачу или гаишнику — это не коррупция, я о другом говорю, о настоящей коррупции. Пока мы вопрос о коррупции не решим, все социальные вопросы утонут".
Зарплата для учителей и спорт для пенсионеров
На традиционные уже обвинения чиновников в коррупции ответил помощник президента Андрей Фурсенко. Ответил в духе "не мы такие, общество само такое". "Давая взятки врачу, гаишнику или – что греха таить, учителю – мы сами создаем почву, чтобы происходили эти дикие масштабные процессы. Это как со списыванием, — привел Фурсенко понятный преподавателям пример. — Кто-то совсем от этого отказывается, а кто-то может себе это иногда позволить".
Представители профсоюзов оказались в этой панели самыми активными. "Мы, здесь сидящие, привели к власти нашего президента – мы агитировали за него, — напомнил собравшимся председатель федерации профсоюзов Михаил Шмаков. – Самая главная проблема – что мы ответственны перед народом, которого агитировали голосовать определенным образом. У Пушкина было: народ безмолвствует. Так вот – народ не безмолвствует. Народ ропщет. Если мы не будем ничего делать, то его не переизберут".
Микрофон взяла Екатерина Белоцерковская, учитель начальных классов из Екатеринбурга. "Теперь мы ведем прием в первый класс по прописке. Вот вы считаете – это эффективно? – обратилась она к министрам. – Родители уже начали покупать прописку около хороших школ…"
Второй вопрос, который ее волнует – это зарплата учителей. "Моя зарплата – 18 тысяч рублей. Чтобы заработать больше, я веду платные уроки".
Директор Института политических исследований, экс-депутат Госдумы Сергей Марков подтвердил, что зарплаты учителям надо поднимать. И поднял вопрос, который действительно волнует его больше всего. "Уроки физкультуры — прыгаем через козла до сих пор. Это придумал Буденный Семен Михайлович для подготовки конногвардейцев. Куда пробиться? Как добиться отмены этого?" — безответно взывал он к сидящим в президиуме министрам образования и здравоохранения.
Видя, что они не реагируют, Марков предложил национальную идею – "сделать Россию страной с самым высоким продолжением жизни". Для этого, в частности, считает Марков, надо вводить спорт для пенсионеров.
Армия и полиция: надо просто выполнять решения
Работа конференции продолжалась весь день – с получасовыми перерывами на кофе и бутерброды. Предполагалось, что после первого (из трех) заседаний члены панелей останутся на своих местах, а президиум поменяется – и вместо министров образования и здравоохранения на социальную панель придут руководители экономического блока. Чтобы бюджетники могли высказать все, что они думают и о российской экономике.
Но некоторые учителя, которые хотели еще раз послушать "своего" министра или хотели, но не смогли ему что-то сказать, предпочли переместиться за ним в другую секцию. Один учитель, которого записали в секцию по безопасности, попытался исправить на своем бейдже надпись "зал № 4" на "зал № 7". Получилось, правда, скорее похоже на "№ 1", но он бесстрашно отправился в седьмую секцию. Никто его, впрочем, не остановил.
Между тем и в зале номер 4 было что послушать. Сюда пришли представители силового блока – Шойгу, Иванов, а также глава МВД Владимир Колокольцев, секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев и председатель комитета Госдумы по противодействию коррупции Ирина Яровая. Она, правда, все время молчала.
Заседание же превратилось в бенефис министра обороны Сергея Шойгу и главы администрации президента Сергея Иванова, словно состязавшихся друг с другом в том, кто из них больше знает о министерстве обороны и сильнее переживает за его судьбу. Если в социальной секции, где собрались в основном представители интеллигенции, никто не стеснялся перебивать министров или с места напоминать им о регламенте, то здесь было много представителей оборонки и силовых ведомств, и перебивать Иванова никто не рискнул (кроме Шойгу). Тем более что у Шойгу, как и у многих собравшихся в зале, в этот день был праздник – День героя. По этому поводу некоторые участники (и сам министр обороны) сверкали звездами Героев России.
"Все ждут, что мы что-то скажем новое, откровенное – хотя все решения приняты, их надо просто выполнять. Спокойно, без крика", — задал тон встрече недавно назначенный министр обороны.
Он подробно рассказал, чем занимается на новой должности, посетовав, что "в мае месяце только жить начал, как свободный человек свободной страны" (с 11 мая по 6 ноября Сергей Шойгу был губернатором Московской области, — РИА Новости).
Сегей Шойгу рассказал, чем собирается заниматься на посту министра обороны. Словно решив, что хоть в армии еще не такой порядок, как в МЧС, но за нее можно быть спокойными, собравшиеся высказывались в основном по поводу полиции. "Реформа милиции, по сути, провалилась – она свелась к переименованию милиции в полицию, — высказался редактор "Коммерсантъ-Самара" Андрей Федоров, тоже доверенное лицо Путина. – Как не хватало там людей, так и не хватает".
По мнению журналиста, хороших людей в полицию надо заманивать высокими зарплатами, соцпакетом и жильем – еще в конце 80-ых, как он помнит, звучала идея строить для них целые коттеджные поселки.
С тех пор, впрочем, многие из них построили себе коттеджи сами.
Миграция внешняя и внутренняя
Тема исходящей из Средней Азии волны мигрантов была главной на панели "Россия: национальный вопрос". По словам заместителя председателя правительства Дмитрия Козака, на миграцию из республик СНГ можно воздействовать административными барьерами – не ограничивать, "в чем нет необходимости", а обеспечить качество мигрантов, чтобы к нам ехали квалифицированные кадры, или по крайней мере те, кто знает русский язык.
А вот попытки административно ограничить миграцию из республик Кавказа – "такие предложения звучат" — означали бы пересмотр конституции.
Директор дома "Русское Зарубежье" Виктор Москвин предупредил, что если Россия решила пойти по пути Франции, которая в свое время радовалась огромному притоку неквалифицированной рабочей силы, то и итог "через двадцать-тридцать лет" будет таким же. "Возможно, надо учесть опыт Саудовской Аравии, куда мигранты приезжают на короткий срок, без семей, зарабатывают и уезжают. И им хорошо, и стране хорошо", — предположил специалист по зарубежью.
"Скажу как москвич – раньше у нас был один дворник. Снег убран, песочек посыпан. Теперь дворников десять, причем половина работает переводчиками у другой половины. А сугробы лежат, — поделился наболевшим глава ассоциации каскадеров Юрий Сысоев. – И вся эта толпа живет в одной квартире. Это в лучшем случае. А скорее – в подвале с одним примусом".
Четкую границу между мигрантами из других государств и внутрироссийскими мигрантами призывают чувствовать и представители национальных республик. Светлана Полетаева из республики Алтай поделилась: "Когда я впервые приехала в Москву учиться, в возрасте 17-18 лет, я плакала, когда стояла на Красной площади, потому что нас учили гордиться своей родиной и ее столицей. А сегодня, когда я приезжаю в Москву, у меня есть желание повесить табличку: я сибирячка, я алтайка. Потому что меня останавливают через каждые 100 метров. Хотя у меня 45 лет трудового стажа и я доверенное лицо Путина Владимира Владимировича".
Осталось, правда, непонятным, случились ли эти неприятности с Полетаевой в этот ее приезд в столицу, или эти неприятные случаи имели место в прошлом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции