…Когда две недели назад четыре российских сенатора говорили в Вашингтоне, что принятие американским конгрессом "Списка Магнитского" испортит российско-американские отношения, что российские парламентарии и следственные органы сами заинтересованы в честном и беспристрастном расследовании, ответ мог быть лишь один: поздно. Раньше надо было излагать свою позицию. Без сомнения, лучше приезжать и говорить, чем не встречаться и обмениваться лишь заочными обвинениями.
Но перспективы того, что конгресс увяжет наделение России благоприятным торговым статусом и отмену поправки Джексона – Вэника с принятием нового "Вэника", были уже очевидны – он это сделает. Теперь это будет что-то вроде поправки Кардина – Магнитского. (Сенатор Бен Кардин, член сенатского финансового комитета, один из главных адептов поправки, кстати, демократ.)
Поправка уже прошла основные комитеты Сената и Палаты представителей, и до ухода парламентариев на каникулы в начале августа может быть принята окончательно.
В глазах российских политиков "крайней" за кодициль наверняка предстанет администрация Барака Обамы, хотя она всячески убеждает конгресс не принимать никаких дополнений. Госдеп и так имеет "черные списки" тех, кому въезд в США заказан, и так следит за соблюдением прав человека в разных странах, убеждали парламентариев члены команды Обамы. Не убедили. Но поскольку в Москве уверены: взаимоотношения Белого дома и конгресса в Америке такие же, как отношения Кремля и Думы – Совета Федерации, то решат, что Обама просто не захотел надавить на своих депутатов.
Эта дремучесть всегда поражает: какая-то невероятная убежденность, что в Америке все работает так же, как в России. Что можно позвонить нескольким сенаторам и конгрессменам, и они тут же примут нужный закон, отвергнут ненужный. Да ладно, все у них то же самое – любят говорить российские комментаторы, просто прикрыто словами про разделение властей, демократию, свободные выборы, а на самом деле знаем мы эту свободу и демократию. Все как у нас.
Не все. Не как у нас. Совсем не как у нас. И прежде всего потому, что в своих действиях депутаты смотрят не на Овальный кабинет, который их не выбирает, не назначает и не утверждает, а действительно на избирателей. И чтобы добиться от конгрессменов согласия по какому-либо вопросу, нужно провести колоссальную работу: привлечь сторонников, убедить противников, представить расчеты, пойти на обмены и уступки.
Поправку Кардина по большей части рассматривали как желание конгрессменов закрыть въезд в США людям, причастным к делу Магнитского, и как препятствие для тех, кто хочет делать бизнес с Россией. Но торгово-инвестиционные потоки между США и РФ столь незначительны в сравнении с объемами других стран, что трудно говорить о подрыве экономической базы. Впрочем, в отношении Китая с его интернетом и свободой слова конгресс занимает подчас еще более жесткую позицию.
Однако на самом деле, поправка не столько о деле Магнитского. Она содержит формулировки, которые в будущем могут быть применены практически к любому политику из любой страны, попирающему права человека.
Вот что сказано в тексте: "Лица, ответственные за задержание, насилие и смерть Сергея Магнитского, и другие грубые нарушения прав человека". В словах "и другие грубые нарушения" кроется основной смысл. И далее: лица, "ответственные за внесудебные казни, пытки или другие грубые нарушения международно признанных прав человека, совершенные против лиц, стремящихся разоблачить незаконную деятельность, осуществляемую должностными лицами Правительства России; стремящихся обрести, применить, защитить или содействовать распространению международно признанных прав и свобод человека, таких как свобода религии, слова, собраний и митингов; права на справедливое судебное разбирательство и демократические выборы, в любой точке мира".
Таким образом а) поправка относится не только к России; б) подпасть под нее могут все, кто, скажем, голосовал недавно за ужесточение санкций за уличные протесты в России.
Кроме того, каждый год (как и в случае с Джексоном – Вэником) администрация должна представлять конгрессу отчет, как обстоят дела с лицами, включаемыми или исключаемыми из списка, а также какие усилия Госдеп предпринял по "содействию правительствам других стран" с целью введения "санкций, аналогичных вводимых настоящим законом".
В российской Думе поправку назвали "средневековой дикостью". Однако эту дефиницию можно с равным успехом применить к новеллам, стремительно разработанным и принятым российскими парламентариями этим летом. Как должен американский сенатор относиться к новым российским санкциям за уличные протесты, ко всем последним задержаниям, к инквизиторским речам про спасение веры, царя и отчества?
В Америке много проблем, но нет ничего близкого к тому, что российские власти предпринимают против своих граждан, недовольных официальным курсом. Если бы так было, никакой двухпартийной системы не существовало на протяжении двух веков по той простой причине, что всех критиков режима искоренили бы еще на стадии Адамса или Джексона. А уж сегодня команде Обамы надо так просто в асфальт закатать своего соперника Митта Ромни вместе со всеми оппозиционными СМИ, комитетами поддержки, не говоря уже о спонсорах, выдавших немыслимые деньги (только с апреля по июнь собрано 140 миллионов долларов) человеку, который намерен сменить действующую власть.
…В Сан-Франциско устраивают велопробег голые велосипедисты (ежегодно); в Нью-Йорке "захватчики Уолл-стрит" шествуют в карикатурных масках действующих политиков; в СМИ и блогах звучит жесткая критика в адрес демократов; Обама приветствует однополые браки, которые, хотя и вызывают неоднозначную реакцию в американском обществе, дают ему поддержку активного электорального сегмента.
Вот недавно был скандал: спортклуб отказался выдать семейную карту паре, пришедшей с ребенком в бассейн, на том основании, что правила клуба не позволяют считать семьей двух мужиков. Ох, что тут началось!.. За несколько дней под петицией подписалось 150 тысяч человек, клуб принес извинения и изменил правила членства. Можно себе представить подобную ситуацию в России? Можно представить, чтобы центральные телеканалы задавались вопросом о перспективах команды у власти, а наблюдатели обсуждали, в какие штаты Обаме лучше ехать самому, а в какие – отправить членов семьи или команды, потому что к ним доверия больше?
Поэтому шаги, предпринимаемые российскими властями, за океаном воспринимаются однозначно: они жестоки, несоразмерны и направлены на подавление любого недовольства правящим режимом. Тот факт, что команда Обамы дает недостаточно жесткую реакцию на происходящее в России, объясняют тем, что Вашингтону нужно сотрудничество Москвы в ключевых международных темах – Сирии, Афганистане, ядерном разоружении. Республиканцам здесь в чем-то проще – пока они не в Белом доме, они могут позволить себе роскошь больше рассуждать о внешней политике, в то время как Обаме ей надо заниматься.
Хотя по поправке Магнитского комментарии в самой Америке были разными. "Конгресс имеет возможность настаивать на торговых реформах, которые служат интересам США, но в то же время поддерживать права человека". Закон по Магнитскому будет "эффективным способом убедить Россию уважать права своих граждан" - такова республиканская позиция. Но есть и иной взгляд. "Принятие закона лишь ухудшит и без того неустойчивую ситуацию с правами человека в России", беспокоятся те, кто считает, что повлиять на Россию Америка все равно не может.
Вопрос двоякий. С одной стороны, невозможно просто сидеть и смотреть, что происходит, - не в характере американцев проходить мимо очевидных несправедливостей. С другой, - а что действительно могут сделать американские политики? Вызвать новую волну озлобления попытками якобы вмешаться в суверенитет другого государства?
Каждый выбирает для себя. Как говорил английский классик, "молчание и созидает, и разрушает".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции