Рейтинг@Mail.ru
День рождения мультфильма - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

День рождения мультфильма

Читать ria.ru в
Дзен
Сто лет назад на со дня выхода первого российского мультфильм. Точной даты рождения российской анимации как не было, так и нет, но главное не это: главное – то, что сто лет назад в России появилось свое анимационное производство. Или, по крайней мере, отдельные гении – такие, как Владислав Старевич, который, пользуясь популярным и сегодня методом stop-motion, заставлял сушеных жуков творить такое, что зрители всерьез верили, будто это настоящие дрессированные насекомые, а не плод хитроумных манипуляций с их трупиками.

В этот четверг исполнилось сто лет со дня выхода первого российского мультфильма – кукольного анимационного фильма Владислава Старевича. Точной даты рождения российской анимации как не было, так и нет, но главное не это: главное – то, что сто лет назад в России появилось свое анимационное производство. Или, по крайней мере, отдельные гении – такие, как Владислав Старевич, который, пользуясь популярным и сегодня методом stop-motion, заставлял сушеных жуков творить такое, что зрители всерьез верили, будто это настоящие дрессированные насекомые, а не плод хитроумных манипуляций с их трупиками. 

По этому поводу устраивается сразу несколько приятных киносмотров, масштаб которых, пожалуй, соответствует не столько грандиозности даты, сколько нынешнему положению отрасли. Например, с пятницы по воскресенье на фестивале "Восточный BAZAR" Музей кино и "Союзмультфильм" показывают советские мультфильмы с восточным уклоном, вроде "Золотой антилопы" Льва Атаманова или "Халифа-Аиста" Валерия Угарова. В субботу стартует еще один мультфорум под названием "Страна мультфильмов". Он продлится почти неделю и пройдет сразу в нескольких московских кинотеатрах, причем мультики можно будет посмотреть совершенно бесплатно. Другими словами, тем, кто хочет приобщиться к шедеврам российской анимации, такая возможность организована – в том числе столичным департаментом культуры.

И это, конечно, здорово. И здорово вдвойне, если знать, что на днях российские аниматоры все-таки объявили о создании Ассоциации анимационного кино, разговоры о которой шли как минимум с прошлогодней встречи профессионалов отрасли с премьером Владимиром Путиным.

Судя по структуре комитетов Ассоциации, ее члены планируют заниматься взаимодействием с государством и бизнесом, управлять правами и продавать готовый продукт, координировать образование, просвещать и продвигать отечественные мультфильмы дома и за рубежом. Президентом аниматоры выбрали продюсера сериала "Смешарики" Илью Попова, известного своими взглядами о необходимости активного привлечения рыночных механизмов в мультиндустрию.

Можно надеяться, что с таким руководителем и при обещанном финансировании государства наша анимация рано или поздно приобретет жизнеспособный вид. По крайней мере, мы видим, что профессионалы объединились для большого и важного дела, что они готовы сотрудничать между собой и с государством, и даже если они будут пользоваться ресурсами Ассоциации для решения собственных задач (что наверняка), во всяком случае, что-то будет делаться, а не уходить, как сейчас, в землю.

Случайно или нет, но одновременно с праздничной датой в российский прокат выходит англо-американский мультфильм "Пираты! Банда неудачников". Фильм этот неплохой, очень трудолюбиво сделанный аниматорами культовой студии "Aardman", но все же не такое большое событие для нашего проката.

Впрочем, это дело вкуса, и важен не сам фильм, а идеология людей, которые за ним стоят. Это, прежде всего, продюсер и руководитель студии Питер Лорд, он приезжал в Россию представлять "Пиратов" и дал несколько поучительных интервью. Тут важно понимать, что "Aardman", хотя и считается арт-объединением, которое делает нечто отличное от однотипной голливудской жвачки – абсолютно коммерческое предприятие, в котором, возможно и больше свободы, чем на студии Диснея, но устройство и задачи, по сути, те же самые.

Единственное, что действительно отличает британцев от всех остальных – это симпатия к пластилиновой анимации, которая однажды сделала Лорду имя, и по сей день успешно используется как архаичная, но обаятельная техника.

Это о разнице подходов российских режиссеров и британских. Такое впечатление, что для наших мастеров материал, техника – это всегда нечто большее, чем просто способ, при помощи которого рассказывается история: для Бардина пластилин, а для Норштейна перекладка стали скорее обузой, чем инструментом, облегчающим создание мультфильма.

Для Лорда же его объемные фигурки – всего лишь бренд, который он сумел успешно выстроить и позиционировать на рынке и который до сих пор приносит ему популярность и доход. Притом, что пресловутая рукодельность фильмов "Aardman" – это миф: тех же "Пиратов" делали во многом при помощи компьютера, а детали персонажей распечатывали на 3D-принтере. В смысле – все эволюционирует, и одного обаяния старых техник для того, чтобы соответствовать времени, уже недостаточно. И, кажется, наши аниматоры, в том числе молодые выпускники ВГИКа, не разделяют этого мнения.

Другой момент – это принципиальный отказ Лорда от нравоучений, о котором он всегда говорит в интервью. На первое место он ставит радость творчества, что, скорее всего, преувеличение. Творец на его студии работает в паре с маркетологом, и вряд ли считает, что это ненормально. Свобода достигается за счет, так сказать, диверсификации производства – Лорд выпускает и полнометражные коммерческие фильмы, и короткие фестивальные шедевры, и рекламу. Воспитательный элемент, ставший характерной чертой нашей анимации, есть и в фильмах "Aardman", но, как правило, приглушен и находится на десятом по значимости месте.

Но главное в работе и этой студии, и всех ей подобных – это здоровый прагматизм и понимание, что без одного не будет другого: без искусства – почета и известности, а без компромиссных проектов – денег.

В том, что наша ассоциация, по всей видимости, будет ориентироваться на коммерческий опыт "Смешариков", который оказался возможен, кроме прочего, и благодаря средним, а не высоким критериям качества анимации, все же несколько настораживает. По другую сторону находятся мастера, которые считают возможным медитировать над каждым кадром своих прекрасных фильмов месяцами. И силы, которая бы тех и других объединила, и создала гармоничную творческую структуру, даже внутри Ассоциации пока не видно. От того, появится она или нет, зависит жизнеспособность всей готовящейся к возрождению индустрии.

Желаю ей, чтобы эта сила нашлась, а наша анимация прожила еще как минимум сотню плодотворных лет.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала