Cегодня в главном гигантском каннском зале "Люмьер" показали второй - наряду с "Древом жизни" - наиболее ожидаемый фильм фестиваля: "Меланхолию" Ларса фон Триера. Ее продемонстрировали уже дважды: в 8.30 по местному времени для прессы, в 14.00 - для прессы с хорошей аккредитацией и профессионалов кинорынка. Главный смокинговый показ - в 21.00 по московскому времени.
В 2000-е годы как минимум два фильма датского мэтра фон Триера - "Танцующая в темноте" и "Антихрист" - порождали в Канне не просто раскол, а такую конфронтацию, что сторонники и противники готовы были бить друг другу физиономии. Наиболее громогласное "бу-у-у" ненавистников фон Триера вызвал "Антихрист". Эх, все-таки сложно быть истинно хорошим и никогда не предсказуемым режиссером! В этот раз реакция была просто потрясающей. Вероятно, две трети зала репетировали "бу-у-у!". Но настолько опешили от увиденного, что примолкли - но и не зааплодировали. Несколько человек все-таки завопили "бу-бу-у!", явно по глупости либо инерции, но их заглушили аплодисменты, которые тоже не были бурными, потому что после такого фильма надо прийти в себя.
Я не считаю, что это гениально, хотя фон Триер, конечно, тот редкий режиссер, который достоин запрещенного в приличном обществе удостоверения "гений". Но это очень здорово. И больше всего, конечно, впечатляет тот факт, как легко и логично фон Триер меняет правила игры, не желая стилистически и тематически повторяться. Давно известно, что творцы, артисты делятся на две категории: тех, кто создает правила игры (в частности, моду на определенные стили, жанры, на конкретных героев и т. д.) и тех, кто этим правилам подчиняется. Но есть третий тип творца: который меняет собственные правила, всякий раз, когда ему необходимо. Это и есть фон Триер.
За последние лет пятнадцать фон Триер трижды придумывал новые кинонаправления, которые кого-то раздражали, а кого-то, наоборот, раззадоривали. Самым успешным его начинанием стала "Догма" - первый киноманифест со времен французской новой волны 1950-60-х годов, во многом ей родственный. Манифест призывал к реальности. Он строился на самоограничениях. Во время съемок нельзя было использовать компьютерные спецэффекты, закадровую музыку, искусственный свет и даже грабли, если их не нашлось в том деревенском сарае, где вы производите съемки. Нет граблей - используйте обнаруженную там реальную, не реквизиторскую лопату.
Одним из канонов "Догмы" (правда, сразу же отмененным) было то, что фильмы должны стать анонимными: не известно, кто именно их режиссер. Просто такая фабрика искусств.
Прошло немного лет. И что мы видим в "Меланхолии"? Что фон Триер совершенно спокойно, без комплексов идет на компьютерные спецэффекты. А заодно использует актеров просто как служащих, считая лишь себя автором всего кинополотна. Такую режиссерскую идеологию (мол, актеры - лишь мазки на полотне художника-режиссера) когда-то навязывал миру великий театральный мэтр Всеволод Мейерхольд. Актеры в "Меланхолии" упоминаются только в финальных титрах, а в официальном буклете к фильму и вообще, можно сказать, не значатся. Хотя среди актеров много звезд: Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Александр и Стеллан Скарсгарды, Шарлотта Рэмплинг, Джон Херт и вечный в фильмах независимых европейских режиссеров (в том числе у Триера) Удо Кир.
Зато название на экране не просто "Меланхолия", а "Ларс фон Триер. Меланхолия". То бишь, это как сочинение писателя-классика. Кстати, фон Триер сказал, что, вызывая в себе вдохновение, перечитал перед съемками "Будденброков" Томаса Манна, а также "Идиота" и "Братьев Карамазовых" Федора Достоевского.
Фильм при этом - про конец света. О том, как люди ведут себя перед лицом наступающего кошмара (например, они - что уже интересно в трактовке фон Триера - радуются. Поскольку наблюдают непривычные природно-космические явления). Не надо анализировать фильм с точки зрения реальных физических законов. В реальности все происходило бы иначе - даже я это понимаю. Фон Триер явно не идиот, чтобы не выяснить, как и что случилось бы при одном только приближении Земли к другой планете, которая в десять раз больше. Он на этом не зацикливается. Ему интереснее создать эффектную философскую и психологическую (кстати, и очень стильную) картину.
Про сюжет: Меланхолия - это название той самой надвигающейся на Землю огромной планеты. Меланхолия - это одновременно состояние души девушки, которая предчувствует нечто гибельное. Надвигающаяся планета, прежде чем высосет из Земли всю энергию из проводов и аккумуляторов, породит особый вид ночных, не отдающих отчета в своих действиях сумасшедших. По аналогии с лунатиками назовем их меланхоликами.
И да: это, как свойственно фон Триеру, фильм саркастический. И очень четко организованный. Он делится на три, а точнее даже на четыре части: дико красивую клиповую увертюру, объясняющую (как понимаешь в конце) все содержание. Свадьбу одной из действующих в фильме-сестер - Кирстен Данст, ведущей себя странно, поскольку в ее душе - предчувствие гибели мира. Жизнь сестер и их родных накануне гибели (эта часть фильма снята менее нервно, чем предыдущая.). И наконец - собственно привет всему. Привет тоже очень философский.
Подзаголовок на плакате "Меланхолии": красивый фильм о гибели мира. Все точно! Фон Триер, кстати, боится, что фильм получился красивым слишком, то бишь дамским. Ничего подобного. Триер сам правильно перечисляет источники: немецкий романтизм, Вагнер, Висконти.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции