Рейтинг@Mail.ru
Вот Дом актера, а вот его нет - РИА Новости, 04.05.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вот Дом актера, а вот его нет

© РИА НовостиГригорий Заславский
Григорий Заславский
Читать ria.ru в

В Москве есть Дом актера. А еще есть газета "Дом актера". Вернее, газета была. Нет, есть, поскольку только-только вышел номер, где черно-белые фотографии на обложке перечеркнуты красными буквами "SOS" - накануне 20-летия газеты дирекция Центрального дома актера имени Яблочкиной не только прекратила финансирование газеты (это случилось еще летом прошлого года), но теперь, после выхода специального номера, еще и опечатала комнату редакции.

Ну, кому это интересно?

Мне - очень.

В "МК" накануне Первомая вышла небольшая заметка, трудно поверить: "Руководство ЦДА подает в суд на свое детище. 20-летняя история газеты, носящей имя своего "родителя" — Дома актера, похоже, заканчивается. Уже почти год как ЦДА прекратил финансирование издания, а теперь его офис в знаменитом здании на Арбате опечатан, сотрудники выставлены на улицу. Отметим, что место для адвокатских контор и турфирм там нашлось, для газеты - нет"…

Дальше - про последний номер, только что вышедший, который сотрудники выпустили на собственные деньги, комментарии главного редактора газеты Ольги Галаховой и нынешнего замдиректора Дома актера Елены Ульяновой. Главред винит в конфликте и всех нынешних проблемах газеты Елену Ульянову, Ульянова, в свою очередь, говорит, что газета обходится Дому актера уж слишком дорого, таких денег сегодня у Дома актера, говорит она, нет. Только что вышедший номер, судя по всему, так не понравился дирекции Дома актера, так ее разобидел, что вместо примирения и поиска денег дирекция решили подать на газету в суд и, как пишет "МК", ссылаясь на представителя дирекции, "Владимир Этуш обратился к адвокату Генри Резнику с просьбой о судебной защите чести и достоинства". Такая история.

Я написал только что: "В Москве есть Дом актера", имея в виду Центральный дом актера имени Яблочкиной, тот, который когда-то, с 1937 по 1991 годы стоял на углу улицы Горького и Пушкинской площади, знаменитый Дом актера на Тверской. Там сейчас "Галерея Актер" - один из первых в Москве таких дорогих торговых центров. Дом актера в феврале 1991 года сгорел, актеры остались без дома и по какому-то счастливому стечению обстоятельств тогдашний министр культуры СССР Николай Губенко сумел сделать так, что здание бывшего министерства на Арбате передали Дому актера. И Эскина сумела возродить на Арбате тот Дом актера. Ей это удалось.

Дом, написал я, все еще есть, а одноименной газеты - нет. А можно было, желая обострить ситуацию, написать наоборот: Дома актера, в смысле - того, каким он был при Маргарите Александровне Эскиной, - того Дома актера уж нет, а газета, которую новое руководство Дома актера, решило закрыть, убить то есть, - она вышла, презрев смерть, вышла на деньги редакции. Что за сюжет? Сказки какие-то, - ну, кто сегодня станет тратить свои деньги, чтобы выпустить газету? Ради какой такой правды?

Есть такая газета - нет ее, кому это важно сегодня, кого заинтересует?

Больше скажу: есть Дом актера или нет его уже (хотя он есть, повторяю, есть), - кого сегодня это взволнует? Когда Дом актера попытались закрыть накануне 2008 года, собственно, решение уже было принято, остались какие-то формальности, а Маргарита Александровна болела, из дома не выходила, тем не менее, созвала даже не пресс-конференцию, она тогда бросила клич, да, именно клич, это верное слово. Есть такое выражение - все, как один, - вот тогда вся театральная Россия поднялась на защиту своего дома, откликнувшись на тихий зов прикованной к постели Эскиной. А уже 17 января 2008 года все наши информационные агентства, телеканалы, за ними газеты спешили сообщить: "Государство не допустит, чтобы Дом актера исчез, - заявил первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев на встрече с журналистами Уральского федерального округа. "Конечно, мы не допустим, чтобы Дом актера исчез. Все, что было сделано позитивного, останется, останутся и материальные ресурсы и будут ими использоваться", - сказал Медведев. По его словам, негативная ситуация с московским Домом актера произошла "из-за неуклюжей позиции некоторых государственных ведомств". И эту новость мы праздновали как невероятную, сказочную и тем более радостную победу.

В декабре 2007 года в Дом актера пришел представитель Россвязьохранкультуры, предъявил документы на оперативное управление зданием. Сегодня уже и ведомства такого нет. Не знаю, кто может сегодня прийти в Дом актера и предъявить на него свои права. Пытаюсь представить и понимаю - мне жалко не будет. Нет Эскиной. Нет того Дома актера.

Другие скажут: так всегда бывает, когда уходят великие, знаковые, харизматичные... Накануне 2008 года я от себя отправил телеграмму Путину. С уважением - так, мол, и так, меня эта история волнует, Дом актера - не просто актерский клуб, место легендарное, атмосфера особенная, пожалуйста, остановите тех, кому пришла в голову мысль отнять здание у актеров для очередной организации, может, кстати, и хорошей, и нужной…

Новогодние каникулы не кончились - пришел первый ответ, за ним последовали другие. Среди прочего, я получил приглашение на встречу в Росимущество, разговаривать со мной вышел приятной внешности вполне еще молодой человек. Был уважителен. Сказал, что читал мои публикации, относится с уважением к позиции, но решение принято, президентские выборы пройдут - здание все равно отнимут. Поймите, там очень сложная, очень непрозрачная бухгалтерия... Про бухгалтерию я что могу сказать? Я про нее ничего не знал и не знаю.

Я знаю, что Маргарита Александровна Эскина не раз задавалась вопросом, стоит ли ей дальше тратить деньги на газету. Уверен, точно также она спрашивала себя - надо ли тратить деньги и силы на поездки за границу - ставшие традиционными выезды по 30-40-50 человек самых известных и не самых известных актеров в самые разные страны или - по Волге, на корабле? Или - на вечера в Доме актера, где не только первые два-три ряда, а весь зал, почти без исключения, состоял из известных, народных и ненародных? И каждый раз она отвечала, что стоит, надо.

Открываю сайт Дома актера имени Яблочкиной. На сайте - афиша, каждый вечер - какое-то мероприятие. На первой же фотографии - Вера Кузьминична Васильева и какая-то незнакомая женщина, потом понимаю - это нынешний замдиректора Дома, Елена Ульянова, дочь народного артиста СССР Михаила Александровича Ульянова. Она пришла в Дом актера в прошлом году и решение о закрытии газеты - одно из первых и, кажется, для нее - одно из самых принципиальных. Хотя эта газета стала в свое время - да, так можно сказать, - рупором беды, когда Дому актера угрожали закрытием.

Дирекция Дома актера ссылается на трудности финансового порядка, сейчас всем подписавшим письмо в защиту газеты "Дом актера" направлен ответ за подписью народного артиста СССР Владимира Этуша: "На сегодняшний день, сожалению, такие расходы Дому не по силам". Чуть выше в том же письме - использование комнаты, которую все эти годы занимала редакция, оценено в 500 000 рублей в год, с учетом пользования телефоном. На издание газеты хватит трех сданных комнат. А таких комнат в Доме актера, конечно, не три, тут - семь этажей большого доходного дома!

Я вспоминаю неприятные расчеты молодого, но уже ответственного сотрудника Росимущества, тогда мне было, что ему ответить, а сегодня - нет. И что-то подсказывает мне, случись подобные трудности сегодня, желающих встать на защиту Дома актера сегодня будет меньше, чем в декабре 2008 года. Кого защищать? Тех, кто закрывает актерскую газету? Я таких защищать не стану, за других не поручусь.

Мне рассказали, что на одном из предпраздничных собраний Елена Ульянова, держа в руках последний выпуск газеты "Дом актера", пообещала в борьбе за честь и достоинство отца идти до конца. Это вызывает уважение, хотя, по моему убеждению, ничего оскорбительного в адрес ее отца в газете не сказано. Скажу больше: я искренне не понимаю, почему кого-либо оскорбляет сама возможность задавать неприятные вопросы.

То есть обсуждать удачи и неудачи роли, той или другой, - можно? А ведь Михаил Ульянов был не только актером, конечно, великим, хотя, подозреваю, у кого-то и на сей счет может быть свое мнение. Он много лет возглавлял Театр имени Вахтангова. Этот период, почти двадцатилетний, уж точно можно оценивать по-разному. Кроме того Михаил Александрович много лет возглавлял Союз театральных деятелей России.

Почему нельзя спросить: как так вышло, что поликлиника Союза театральных деятелей России превратилась в один из самых дорогих в Москве медицинских центров? Как принималось решение о передаче здания Дома актера на Тверской? Как сегодня, с учетом прожитых лет, оценивается расставание Вахтанговского театра с Евгением Рубеновичем Симоновым, которое Ульянов тогда назвал "страшным шагом, но время не располагает к милосердию"?

Разве вопросы, такие, по-моему, естественные, очевидные, оскорбляют? Неужели и вопросы уже порочат честь и достоинство?

Время было сложное, очень сложное. Но разве мы ждем простых ответов? Пусть ответы тоже будут сложные.

Добавлю еще один: нужен ли Дом актера, который закрывает газету "Дом актера"? Хотя газета... Газета, сказал бы Тригорин, всего лишь "сюжет для небольшого рассказа: на берегу озера с детства живет молодая девушка, такая, как вы; любит озеро, как чайка, и счастлива, и свободна, как чайка. Но случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил ее, как вот эту чайку".

Дело же не в конкретной газете, газета, по моему убеждению, лишь знак. Знак беды.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала