Ющенко согласился на Януковича. Сенсация. Парадокс. Скандал. Сегодня вечером на экраны наших телевизоров вылезут практикующие политологи, которые зимой 2004/2005 годов завалили задание партии и правительства по продвижению т. Януковича в украинские президенты, сами же провал прокомментировали, сами нашли виновных в лице американцев и Березовского, сами виноватых осудили. Практикующие политологи объяснят нам, как были они правы, когда говорили о полной бесперспективности «оранжевой революции», о неизбежном возвращении Киева на круги своя (они же - наши круги); поиронизируют: стоило ли огород городить, чтобы в Киеве из бузины образовался дядька Янукович.
Вы знаете, коллеги, стоило.
Мысленно вернемся в 2004-й, представим почти невозможное: клан господина Кучмы при помощи российского десанта практикующих политологов протолкнул-таки Януковича во власть. Широко улыбаясь, сверкая золотыми советскими зубами, президент Янукович начинает раздавать долги. Кучмовским надо дать? Надо. А московским? И московским тоже. Львовским? А вже ж! Иначе обидятся и уйдут. Но донецким необходимо дать еще больше, а то какая же это победа? Под раздачу попадает все; никаких экономических реформ, никакого политического обновления; закрытое, непроницаемое правление, как при батюшке Леониде Даниловиче; глухое шуршание закрытых постановлений.
Но странное дело: бесконечная экономическая раздача невозможна без полноценного политического зажима; чем громче звук всеобщего распила, чем беспринципней дележка ресурсов, тем жестче и неделимей должна быть власть; никаких переговоров и компромиссов с «оранжевыми». Даже если бы Янукович захотел переговариваться и компромиссничать. Справа его одернула бы Москва, слева обступили бы свои же: а ты куда?! а ты с кем?! Да я это, тут вот хотел немного посотрудничать... Мы тебе посотрудничаем! Нишкни! Геть!
Ближайший результат правления президента Януковича предсказать нетрудно. Непоправимо нарастает внутренняя трещина между востоком и западом, между буржуазной продвинутой молодежью Киева и социалистическими деденьками-тетеньками Крыма; оттесненные и пораженные в правах «оранжевые» группируются и настраиваются на реванш, на борьбу до победного конца; до насилия не доходит, но условия для распада Украины налицо.
Теперь поправим сами себя. Могла обернуться распадом, кризисом и крахом «оранжевая революция»? Могла. И только чудом не обернулась. Мог ли дружный террариум Ющенки-Тимошенки наломать дров? Мог, и наломал их немало. Скоростной рывок в НАТО. Мелочное поддразниванием крымчан. Чрезмерная поддержка украинизированного православия им. раскольника Филарета в ущерб Киевскому патриархату РПЦ. Распределительная политика в области цен - и проч., и проч. Революции, даже самые мирные и бескровные, дело опасное и двусмысленное; их следствия непредсказуемы. Это катастрофический недостаток - если сравнивать с нормальным, планомерным развитием в свободных условиях политической конкуренции. Но это потрясающее достоинство - если сравнивать со стагнацией замкнутых кланов, по-семейному акционирующих страну. В результате Майдана возникла развилка; дальнейшее движение могло пойти по плохому пути, могло - по хорошему, пошло, как положено, по сложному, путаному. Но живому. Восторжествуй кучмовский замысел, воцарись тогдашний Янукович, никакой развилки бы не было. Был бы неостановимый бег на месте.
Сегодняшний Янукович не стал лучше, не стал симпатичнее, масштабнее, умнее; зато он стал намного свободнее. От части трудноисполнимых обязательств. От жестоких клановых ограничений: шаг влево, шаг вправо - расстрел. А самое главное, самое существенное, он изъят из полумафиозной системы самовоспроизводства власти (через которую, между прочим, прошел и его враждебный союзник Ющенко); он оказался встроенным в систему открытой политики, где прежняя игра, по правилам и заветам дедушки Леонида Даниловича просто-напросто невозможна. Есть множество прилюдных ограничителей: от конкурирующего с премьером президента до враждующей с ним оппозиционной дивы Тимошенки; от союза с парламентскими левыми до сотрудничества с министерскими правыми. И еще одно обстоятельство: он поневоле вовлечен в работу по собиранию украинских земель. Да, восток ему будет симпатизировать больше, запад меньше; Ющенке - наоборот; именно поэтому они обречены на союзные действия вопреки личным амбициям, идеологии и стремлениям.
Практикующие политологи аккуратно проведут в своих комментариях поучительную мысль: бесполезно затевать оранжевые революции в России; ничем хорошим они для революционеров не кончатся. И тут мы с ними согласимся. По той простой причине, что никаких условий и предпосылок для революционных сценариев в нашем возлюбленном отечестве нет в обозримом будущем быть не может; для нас этот сюжет в далеком историческом прошлом. Был у нас свой Майдан; был свой Ющенко - и куда сильнее, куда могущественней украинского; был и свой Янукович. Наш Борис Николаевич Ющенко тоже рисковал, тоже застревал у бесконечных развилок, тоже - ради единства нации и успокоения политического класса - пошел на компромисс с прошлым и назначил Виктора Степановича Януковича премьером. Правда, без права конкуренции с президентом. Виктор Степанович быстро пообтесался, обучился, кое в чем переменил советские привычки. И ничего, справился. Что бы ни говорили сегодня управляющие страной погоновожатые, выход из революционных 90-х начали не они, а Борис Николаевич с Виктором Степановичем; не Смутой были эти годы, а медленной победой над нею. Победы этой могло и не быть; но если бы не август 1991-го, было бы гарантированное поражение. Еще раз: лучше развиваться поступательно, чем рисковать. И лучше рисковать, чем гарантированно вязнуть в трясине.
И еще объяснят нам практикующие политологи, что Ющенко вынужден был пойти на этот шаг, потому что боится проиграть на внеочередных выборах всем - и Тимошенке, и Януковичу; что этот жест свидетельство слабости, а не подтверждение силы. Если даже так, что из этого? Сильный ход часто бывает прямым результатом слабой позиции. Ночное решение украинского президента, какими бы причинами оно ни было вызвано, и даже - к каким бы конкретным политическим следствиям ни привело, все равно стало уже событием эпохальным. Ющенко долетел до середины Днепра; Януковичу придется проделать тот же путь; когда проделает, увидим, что он за птица. В символическом смысле можно сказать, что Западная Украина протянула руку Украине Восточной; географически расколотая страна получила шанс обрести единство исторической нации. Вполне возможно, что этот шанс будет упущен; может статься, мы еще горько посмеемся над результатами эксперимента. Но этот шанс - есть, вот что важно.
Автор - обозреватель газеты «Известия»
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции