Рейтинг@Mail.ru
"Постфукусимский синдром" не повлиял на работу СевРАО – эксперты - РИА Новости, 24.07.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Модель электростанции на Международном форуме «АТОМЭКСПО»
Ядерные технологии

"Постфукусимский синдром" не повлиял на работу СевРАО – эксперты

Читать ria.ru в
Колоссальный объем работ, проведенный за последние годы на объектах СевРАО в Мурманской области, усиление их радиационной безопасности и физической защиты одновременно с повышением информационной открытости помогут России эффективнее и быстрее ликвидировать ядерное наследие холодной войны, считают эксперты.

С.-ПЕТЕРБУРГ, 24 июл - РИА Новости, Анна Юдина. Колоссальный объем работ, проведенный за последние годы на объектах СевРАО в Мурманской области, усиление их радиационной безопасности и физической защиты одновременно с повышением информационной открытости помогут России эффективнее и быстрее ликвидировать ядерное наследие холодной войны, считают эксперты.

Объем программы РФ по утилизации атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерными энергоустановками, судов атомного технологического обслуживания и реабилитации береговых технических баз на период 2015-2020 годы составляет около 57 миллиардов рублей. За минувшие десять лет страны-участницы "Глобального партнерства" вложили в решение вопросов ядерной и радиационной безопасности около 40 миллиардов рублей, из них около 20 миллиардов рублей - средства России.

Отголоски Фукусимы

Реабилитация бывших береговых баз Северного флота на Кольском полуострове России продолжается в обычном режиме, несмотря на "постфукусимский синдром", охвативший многие страны в 2011 году, рассказал РИА Новости директор Северо-Западного центра по обращению с радиоактивными отходами "СевРАО" - филиала "РосРАО" Владимир Хандобин.

"Какой-то резкой перемены после "Фукусимы", наверное, нет, потому что у нас работа спланирована на много лет вперед в проекте ГИ  "ВНИПИЭТ" с использованием ресурсов многих предприятий атомной отрасли, где расписано по годам, какие объекты должны быть сделаны, как в результате этого должна улучшиться радиационная обстановка. Так что мы все свои шаги, разумеется, предпринимаем не спонтанно", - подчеркнул Хандобин.

В первую очередь, в начале 2000-х годов три базы СевРАО (Губа Андреева, Губа Сайда и Гремиха) нуждались в физической защите, рассказал Хандобин.

"Усилению физзащиты объектов СевРАО будет уделяться все большее внимание. Но также внимание будет уделяться и прозрачности деятельности предприятия для преодоления страха населения. А переубедить жителей региона, чтобы они не боялись, можно только одним способом доступно рассказывать о наших объектах, работать с общественниками, экологическими организациями, демонстрировать результаты нашей работы", - считает Хандобин.

Работы с накопленным ядерным наследием, проводимые на Кольском Севере, уникальны по своей сути, ведь раньше никто в мире подобного не делал, убежден Хандобин. Одна только выгрузка некондиционного топлива уже подразумевает беспрецедентные меры радиационной безопасности, и с этим связана вся сложность создаваемой инфраструктуры для будущего вывоза накопленных отходов из Мурманской области. Под каждую операцию подводится серьезное научное обоснование и разрабатываются проекты, которым нет аналогов.

Согласен с этим и секретарь Общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии Мурманской области Сергей Жаворонкин, который добавил к вышесказанному, что в работе с ядерным наследием важны не только финансовые вложения и вопросы безопасности, но и работа с персоналом.

"Работники СевРАО, которые участвуют в ликвидации наследия холодной войны и реабилитации бывших береговых баз Северного флота, ассоциируют себя с атомной отраслью. Когда мы говорим о реабилитации территории, мы, в том числе, говорим и о тех людях, которые сегодня работают и живут в этом регионе. Именно поэтому общественность должна видеть своими глазами то, что творится у нее под боком", - подчеркнул Жаворонкин.

Сложный труд атомщиков

Три отделения СевРАО (филиала РосРАО) одновременно и похожи, и разнятся между собой. Гремиха самый удаленный от Мурманска объект, к которому можно добраться только по морю. Это площадка для уникальных работ по извлечению и подготовке к утилизации реакторов из блоков старых АПЛ, в том числе реакторов на жидкометаллическом теплоносителе.

Губа Андреева - крупнейшее на Кольском полуострове хранилище ТРО и ЖРО, и ее реабилитация напрямую зависит от создаваемой сейчас инфраструктуры для выемки РАО, их переупаковки, кондиционирования и погрузки на вывоз, рассказал директор отделения СевРАО "Губа Андреева" Александр Краснощеков.

"Никакого приема нового топлива не производится. Главная задача - начать строительство основных цехов для того чтобы начать плановый вывоз ОЯТ с объекта. Здесь территория достаточно небольшая, а надо построить большое количество технологических зданий и сооружений, и это ведет к определенным сложностям", - рассказал Краснощеков.

В Губе Сайда создана инфраструктура для безопасного долговременного хранения реакторных отсеков утилизированных АПЛ, чтобы через 70-100 лет их металл, потерявший остаточное излучение, можно было спокойно пустить на переработку. Для кондиционирования радиоактивных отходов создается комплекс по их переработке и долговременному хранению.

Нормативная база полностью поменялась, и сейчас совсем другие, более строгие, требования безопасности при проведении работ на объектах СевРАО, отметил Краснощеков. По завершении работ Губа Андреева и Гремиха будут реабилитированы и абсолютно безопасны для окружающей среды, ведь все радиоактивные отходы и все топливо будет отсюда безопасно удалено, подчеркнул он.

Перспективы бывших баз

По словам члена правления региональной общественной экологической организации ?Экоравновесие? Ирины Приходченко, в настоящий момент, Губа Андреева и Гремиха не представляют угрозу для населения Мурманской области, так как там в штатном режиме проводится планомерная работа по ликвидации накопленного "наследия".

"В отношении Сайды вообще все просто - этот объект нужен области, так как на данный момент на Кольском полуострове отсутствует площадка для хранения ТРО, принимающая извне радиоактивные  отходы. А региону нужно где-то хранить отходы больниц (рентген-аппараты, шприцы с радиоактивными лекарствами после их использования, другая медицинская техника, датчики утилизированных кораблей). Этот вопрос мы вскоре надеемся поднять перед губернатором Мурманской области", - сказала Приходченко.

При этом эффективность работы объектов СевРАО у экологов вопросов не вызывает, так как их узкоспециализированные задачи решаются с привлечением специалистов самого высокого уровня, в том числе из-за рубежа, отметила Приходченко.

"Мы считаем, что в таких вопросах, как ликвидация радиоактивных отходов, нельзя принимать скоропалительные решения и, тем более, действия, поэтому нас устраивает такой темп работ", - добавила она.

Объекты СевРАО за последние 5-10 лет ?приведены в жизнеспособное состояние?, добавляет Жаворонкин. Создана инфраструктура, которая в конечном итоге реально позволит вывезти с Кольского полуострова и утилизировать скопившееся там наследие.

"Надо реабилитировать саму территорию, а для этого нужен комплекс по обращению не только с жидкими, но и с твердыми радиоактивными отходами (ТРО). И прежде чем ликвидировать те отходы, которые получатся в процессе реабилитации, нам нужно что-то сделать с теми отходами, которые уже накоплены", - пояснил эксперт.

Безопасность касается всех

Ставить СевРАО в вину помощь зарубежных организаций  в ликвидации накопленного ядерного ?наследия? не совсем корректно, отмечает Владимир Хандобин. Без помощи ?Глобального партнерства? ликвидация копившегося десятилетиями ядерного ?мусора? на российском Севере происходила бы в разы медленнее.

"У нас сотрудничество идет с государственными организациями. И норвеги, и англичане, и немцы, и итальянцы, и Европейский банк реконструкции и развития выделяют только государственные средства. Компании, которые с нами сотрудничают, подчиняются Министерствам иностранных дел своих государств и работают в области ядерной и радиационной безопасности", - подчеркнул Хандобин.

Например, в Норвегии все средства, которые выделяются на строительство в Андреевой Губе, проходят через МИД Норвегии ? с подтверждением необходимости выполнения таких работ, затем перечисляются в провинцию Финнмарк, и губернатор Финнмарка, губернатор Мурманской области и глава СевРАО ? филиала РосРАО ? заключают трехсторонний контракт на выполнение конкретных работ, пояснил Хандобин. Только после этого идет перечисление средств.

В свою очередь, эксперт Министерства иностранных дел Италии Карло Манчини, побывавший в июле с визитом в Губе Андреева, объяснил, почему Италии, казалось бы, далекой от Кольского полуострова и ядерного наследия России, интересно сотрудничать с нашей страной в этой отрасли.

"Когда мы говорим о защите окружающей среды, то должны помнить, что это дело всех стран. Поэтому, несмотря на то, что Италия вроде бы далеко от России и накопленного ею ядерного наследия, но, например, дунет ветер, и все, что здесь в воздухе носится, окажется и в Италии тоже. Лучше предвосхитить и защититься, приняв превентивные меры в любой точке земного шара, поскольку мы никогда не знаем, как будут развиваться экологические процессы, и как природа будет реагировать на действия человека", - сказал Манчини.

Кроме того, интересна итальянской стороне и экономическая интеграция с Россией в области строительства и радиационной безопасности, добавил он. Несмотря на то, что первый этап программы ?Глобального партнерства? заканчивается как раз в 2012 году, уже есть соглашения, которые обеспечат продолжение работ на начатых проектах ? в частности, в Губе Андреева.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала