С.-ПЕТЕРБУРГ, 7 мар - РИА Новости, Анна Юдина. Атомный ледокол "Россия" ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации "Росатом" прибыл в Финский залив, чтобы сменить флагмана российского ледокольного флота "50 лет Победы", рассказал РИА Новости в среду капитан атомохода "50 лет Победы" Дмитрий Лобусов.
"Впервые в истории ледокольного флота в Финском заливе находятся сразу два атомных ледокола. "Россия" должна подойти к месту нашей якорной стоянки. Ближе к вечеру, часов в 16-17, мы встанем рядом, и портовая комиссия оформит документы сначала у нас, потом у них. Примут вахту и начнут работать. Мы же отправимся в обратный путь 9 марта утром - подождем сутки, чтобы погода у берегов Норвегии стала получше", - рассказал Лобусов.
Ледовая обстановка в Финском заливе постепенно улучшается, но, по словам Лобусова, для "России" работа в направлении порта Приморск еще будет. "Танкеры большие и тяжелые, сами пока во льдах ходить не могут", - добавил он.
С 1 марта по 6 марта "50 лет Победы" успел провести 17 судов. В общей сложности за месяц с небольшим работы в Финзаливе крупнейший в мире ледокол провел за собой 128 судов, многим из них потребовалась околка (освобождение застрявшего судна из льда). Суда, которые самостоятельно воспользовались сделанным "Победой" каналом во льдах, никто не считал, отметил Лобусов.
Путь ледокола из Финского залива до Мурманска занимает приблизительно семь дней, при этом судно проходит недалеко от Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, через Датские проливы, потом идет в Норвежском море. В Росатомфлоте напомнили, что все извещения на передвижение судов с ядерной энергетической установкой в этом районе были заблаговременно поданы в надзорные органы Европы, в том числе и в Центр радиационной безопасности Финляндии (STUK).
"Европейцы должны привыкать к тому, что на Балтике работают атомоходы, проходят мимо них. Это нормальная работа ледоколов, никак не влияющая ни на экологию, ни на радиационный фон - хоть как его измеряй", - рассказал РИА Новости начальник управления перспективного развития эксплуатации флота ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации "Росатом" Владимир Арутюнян.
Он напомнил, что в Финском заливе в свое время побывали все атомные ледоколы, работавшие в СССР, а затем и в России. Изготовленные на Балтийском заводе, свои первые ходовые испытания они проходили в водах Балтики, а уже потом отправлялись в Мурманск тем же путем, что и сейчас. Даже мелкоосадочные ледоколы "Таймыр" и "Вайгач", сделанные по заказу СССР в Финляндии, были отбуксированы на Балтийский завод для монтажа ядерной энергетической установки и последующих ходовых испытаний в Финском заливе.
Пребывание атомного ледокола в 2012 году на Балтике, согласно договору между Росатомфлотом и Росморпортом, рассчитано на 100 дней. Такое решение было принято после аномально тяжелой ледовой обстановки в Финском заливе в 2011 году, когда число застрявших во льдах судов превышало 150 единиц. Тогда, впервые в истории атомного ледокольного флота России, на Балтику отправился мелкоосадочный ледокол "Вайгач", вызволивший из ледового плена за время работы в заливе более 250 судов.
В состав современного атомного флота России, переданного в ведение госкорпорации "Росатом" в 2008 году, входят четыре двухреакторных ледоколов ("Россия", "Советский Союз", "Ямал", "50 лет Победы"), два однореакторных мелкоосадочных ледокола "Таймыр" и "Вайгач", атомный лихтеровоз-контейнеровоз "Севморпуть", а также пять плавучих технических баз обслуживания.