В Мультимедиа Арт Музее открылась первая в России ретроспективная выставка Брассая – классика фотографии первой половины прошлого века, венгра по происхождению (в качестве псевдонима, который означает "из Брассо", он выбрал название родного города в Трансильвании), отдавшего свое сердце Парижу.
Французскую столицу, мекку искусства прошлого столетия, Брассай называл своим "полем битвы" и не видел себя ни в каком другом городе мира, мастерски используя в фотографиях архитектуру, свет, геометрию улиц Парижа. Он снимал тени в переулках и любовался главными "приметами" города - Площадью Согласия, Эйфелевой башней, решетками Люксембургского сада, фотографировал случайных прохожих и бродячих котов, старьевщиков и вывески мясных лавок, солнечные пятна на мостовых и своих знаменитых современников – Дали, Джакометти, Мишо, Жана Жене. Особенно много Брассай снимал Пикассо, чьим фотопортретам на выставке посвящен небольшой отдельный раздел.
На выставке также показывают фотографии 1930-х – 1940-х годов, объединенные в темы "Ночной Париж", "Тайный Париж", "Дневной Париж", "Сюрреализм в фотографии", "Граффити" (1933-1956) и "Ню", где снимки сочетаются с графическими работами художника.
Во Францию будущий фотограф Дьюла Халас (таково настоящее имя Брассая), который начинал как художник и изучал живопись в Будапеште и Берлинской академии художеств, переехал в 1924-м году в возрасте двадцати пяти лет. Имея журналистский опыт, поначалу он писал статьи для местных газет, сопровождая их карикатурами и снимками, и вскоре пришел к фотографии как главному делу своей жизни.
"Око Парижа" - так фотографа в одном из эссе назвал Генри Миллер. Для Брассая не было ни запретных тем, ни скучных мест, а любимым временем была ночь, когда город начинал жить особенной жизнью. Брассай мог часами шататься по опустевшему Парижу с тем, чтобы "запечатлеть красоту улиц и садов в дожде и тумане", или заглядывал в местные кабаки, изучая жизнь их обитателей.
Плодами долгих прогулок стали серии "Ночной Париж" и "Тайный Париж", прославившие своего создателя. Первая была опубликована в 1933-м году. Героями снимков Брассая стали афишные тумбы и мосты, фонари и сточные канавы, отблески Сены и пятна фонарей. Фотограф бесконечно любуется преображением города в дождливое время, рассеянным светом, контражуром: так, на одной из его знаменитых фотографий "Маршал Ней" статуя, занеся над головой саблю, грозит утопающему в тумане отелю, а на другой, "Фонари", плотную пелену пронзают два огня автомобильных фар.
Героями другой смелой серии – "Тайный Париж 30-х", увидевшей свет в виде книги только в 1976-м, - стали бандиты, уличные проститутки и танцовщицы кабаре, курильщица опиума и влюбленные парочки в ночных кафе, завсегдатаи борделей и одетые в женские платья мужчины.
Маргинальные персонажи Брассая появились в Paris-Magazine, France Tabou, Bifur, а в разное время он сотрудничал с журналами Minotaure, Verve, Life и Harper's Bazaar, для которого также писал статьи.
В отличие от другого классика – Анри Картье-Брессона, Брассай любовался не пойманным мгновением, а всматривался в природу вещей и людей. Не считая себя сюрреалистом ("сюрреализм моих фотографий – не что иное как реальность, которую глаз сделал фантастикой"), он делал снимки, создавая "из банального и общепринятого нечто свежее и захватывающее" - такие трансофрмации переживали на его "сюрреалистических фотографиях" для журнала "Минотавр" Батая проросшая картошка, ножницы, наперстки, свернутые билеты и капли росы.
Помимо фотографий, в МАММ показывают графику, гобелен, две скульптуры – "Голову Пикассо" 1947 года и "Зрелую женщину", созданную в 1971-м, когда Брассай уже не занимался фотографией, и негативы на стекле "Трасмутации" - самую личную серию Брассая, некоторые работы из которой он запретил выставлять из-за их интимного характера.
Выставка продлится до 7 октября.
Тамара Бараненкова