Рейтинг@Mail.ru
Воображая Гауди - РИА Новости, 25.06.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Воображая Гауди

© РИА Новости / Алексей Куденко | Перейти в медиабанкЦерковь Святого Семейства (Искупительный храм Святого Семейства) в Барселоне
Церковь Святого Семейства (Искупительный храм Святого Семейства) в Барселоне
Читать ria.ru в
25 июня 2012 года исполняется 160 лет со дня рождения испанского архитектора-модерниста Антонио Гауди. Произведения Гауди – неразгаданная загадка, ворота в бесконечную фантазию их создателя, которая соединилась с острым умом архитектора и математика. Его творения - это и одетый в мозаику дом-хамелеон Батло (Casa Batllo), чья кровля изгибается, словно спина дракона, и причудливый Дом Мила (Casa Mila), который Дали когда-то сравнил со смятыми штормовыми волнами, и наконец, "оплывающие", словно накрытый морской волной замок из песка, башни Храма Святого Семейства - Саграда Фамилия.

25 июня 2012 года исполняется 160 лет со дня рождения испанского архитектора-модерниста Антонио Гауди.

Листья, стебли, скалы, облака – такие же "родственники" для произведений Гауди, как готические соборы, барочные дворцы или строения в стиле испанского искусства мудехар. Зачем что-то изобретать, считал каталонский архитектор, если природа уже создала все самые совершенные линии? И вот парадокс: естественные формы вдохновляли Гауди на создание таких экстравагантных домов, что они казались инопланетными даже во времена причудливых форм эпохи модерн.

Произведения Гауди – неразгаданная загадка, ворота в бесконечную фантазию их создателя, которая соединилась с острым умом архитектора и математика. Его творения - это и одетый в мозаику дом-хамелеон Батло (Casa Batllo), чья кровля изгибается, словно спина дракона, и причудливый Дом Мила (Casa Mila), который Дали когда-то сравнил со смятыми штормовыми волнами, и наконец, "оплывающие", словно накрытый морской волной замок из песка, башни Храма Святого Семейства - Саграда Фамилия.

Вкус к металлу

О песочных замках Гауди знал не понаслышке – его детство прошло в небольшом городке на побережье Каталонии (по одной версии – в Реусе неподалеку от Тарагоны, по другой – в Риудомсе). Сидя на берегу, мальчик мог часами работать над хрупкими башенками, придумывая, как сделать их устойчивее и прочнее. Подвижные игры были недоступны Гауди из-за артрита, которым он страдал всю жизнь и который оставил серьезный отпечаток и в его жизни, и в его характере. Обычные развлечения будущий архитектор заменял спокойными пешими прогулками, которые любил всю жизнь, и созерцанием природы.

Оттуда же, из детства, его умение работать с металлом – этим ремеслом занималось несколько поколений семьи Гауди, и именно в мастерской отца, по словам архитектора, к нему впервые пришло ощущение пространства.

"Я сын, внук и правнук котельщика. Мой отец был кузнецом, и мой дед был кузнецом. Со стороны матери в семье тоже были кузнецы; один ее дед бондарь, другой моряк – а это тоже люди пространства и расположения", – говорил он.

Этот материал восхищал Гауди своей податливостью. Неслучайно еще в годы учебы в Провинциальной школе архитектуры в Барселоне он начинал работу с мелких заказов по кованому металлу – таких как ограды  и фонари, в том числе -  фонари на Королевской площади города, которые и сегодня остаются достопримечательностью каталонской столицы.

Место для металлического веера из пальмовых листьев нашлось и в искусных кованых решетках одного из первых сооружений Гауди - Доме Висенса. Особняк для Мануэля Висенса-и-Монтанера стал первым проектом городской застройки, в оформлении которого архитектор использовал растительные мотивы. Несмотря на простоту самого здания, декор и использованные материалы создавали удивительное решение. Основным строительным материалом здесь стал необработанный камень, в сочетании с кирпичом и полихромными изразцами, образующими шахматный и цветочный узор.

Восемнадцать подарков Испании

Все свои архитектурные шедевры Гауди создал на территории Испании – большинство в родной Каталонии, где находятся Каса Мила, Каса Батльо, парк Гуэля и, конечно, до сих пор строящаяся Саграда Фамилия.

Одной из главных удач архитектора в начале карьеры стала встреча с богатейшим человеком Каталонии - текстильным магнатом Эусеби Гуэлем. Этот деловой союз позволил Гауди реализовывать свои самые смелые идеи и творить без оглядки на сметы. Благодаря тому, что для создания своих причудливых биоморфных образов он использовал недорогие строительные технологии (например, кирпичную кладку) и традиционные ремесла (керамику, кузнечное и столярное производство) в среде стремительно богатевшей буржуазии он вскоре стал самым модным архитектором города.

Первой постройкой для Гуэля стали Павильоны его усадьбы в Педральбесе (Барселона). Позже появился Дворец Гуэля, и, наконец, знаменитый фантастический город-сад – Парк Гуэль, выросший из идеи гармоничного сочетания зданий с природой наподобие райского сада.

Задуманный как жилая зона, участки с которой были предназначены для продажи, этот парк не оправдал финансовых ожидания покровителя Гауди: в нем удалось продать только два дома (причем один из них – самому Гауди), и позже Парк был куплен мэрией города. Но даже финансовая неудача не стала помехой для сотрудничества архитектора и мецената. В 1984 году парк Гуэль был включен в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Главным делом архитектора, с годами полностью его захватившим, стало строительство Собора Святого Семейства - знаменитой Саграда Фамилия, жемчужины Барселоны, которая не завершена до сих пор.

Первый проект Храма Святого Семейства разработал Франсиско дель Вильяр, и только 1883 году на его место был приглашен Гауди. Дель Вильяр предполагал строительство неоготической базилики в форме латинского креста, но его преемник серьезно изменил его проект, сохранив лишь планировку в виде креста, но абсолютно изменив форму и структуру постройки.

"Это будет храм современной Каталонии", - провозгласил он и создал проект удивительного собора с двенадцатью башнями-"сталагмитами" (по числу апостолов), тремя фасадами с углублениями-"гротами", где разместились скульптуры святых в натуральную величину, и колоннами-"деревьями" внутри здания, залитого ярким светом из витражей. Из трех фасадов -  Рождество, Страсти Господни и Слава Божья - при жизни Гауди был практически завершен первый, увенчанный кипарисовым деревом с крестом в окружении птиц.

На все упреки по поводу долгого строительства Гауди, посвятивший Храму сорок лет жизни, отвечал: "Мой клиент никуда не торопится".

Возведение Саграды Фамилии продолжается до сих пор, уже без участия автора, несмотря на то, что многие известные архитекторы, включая Ле Корбюзье, предлагали оставить здание незавершенным.

Работы, как и при жизни Гауди, ведутся исключительно на пожертвования (комитет получает в среднем по 500 тысяч евро в год) - храм строят всем миром. В сентябре 2011 года было объявлено, что собор может быть завершен в 2026 году, к 100-летию со дня смерти своего автора.

Даже недостроенная, Саграда Фамилия является одной из самых популярных достопримечательностей Испании - ежегодно здесь бывает более трех миллионов туристов, а на входных билетах удается выручить более 30 миллионов евро.

Гений и сумасшедший

В Барселонском университете председатель комиссии на защите проекта Гауди, вручая ему диплом, провозгласил: "Джентльмены, перед нами либо гений, либо сумасшедший".

Своим выпускным проектом Гауди сделал кладбищенские ворота, так и оставшиеся на бумаге, но поражавшие фантазией, с которой автор подошел к их созданию, а также необычной манерой работы – чертеж архитектор начал с рисунка скорбной похоронной процессии под низким ненастным небом, аллеи кипарисов и рыдающих плакальщиков.

Часто упоминают о фантастических способностях Гауди строить дома без чертежей, пользуясь только набросками в импрессионистском духе или создаваемыми по ходу работ моделями так, что незавершенные архитектором здания не мог закончить больше никто. Например, макет будущего Храма Святого Семейства, составленный из подвешенных мешочков с песком, смогли "прочитать" только современные компьютеры. Соединив точки-мешки исследователи получили пространственную модель собора. А чтобы не "резать" помещение на части, Гауди придумал собственную безопорную систему перекрытий, и только через 100 лет появилась компьютерная программа, способная выполнить подобные расчёты. Это программа НАСА, рассчитывающая траектории космических полётов.

Неоднозначную реакцию вызывали и его творения: если в расцвет эпоху модерна буржуазия, которая могла позволить себе многие капризы, относилась к его сложносочиненным домам с восторгом, то потомки расценивали по-разному. Одно из самых критичных высказываний принадлежит Джорджу Оруэллу, который писал о Саграда Фамилия: "Собор, который можно считать одним из наиболее уродливых сооружений в мире… В отличие от большинства церквей Барселоны, он не был разрушен во время революции - говорят, его пощадили из-за "художественной ценности". Думаю, анархисты проявили дурной вкус, не взорвав его, когда им представилась такая возможность...".

Несдержанная, эксцентричная, ни на что до сих пор не похожая архитектура и впрямь могла неприятно поразить сдержанного британца – но вряд ли его мог поддержать кто-то из жителей Испании, где каждое из 18 творений  Гауди – предмет гордости и национальное достояние, а сам архитектор – почти святой. Дело в том, что в молодости Гауди был рьяным антиклерикалом, однако затем стал убеждённым католиком. Испанские католики не раз обращались с просьбой к Папе Римскому о возможности канонизации.

"Гений и сумасшедший" – такие слова о нем прозвучат еще не раз из уст современников и потомков. До сих пор туристам в Барселоне рассказывают о "милых странностях" Гауди вроде привычки таскать сырые яйца для завтрака прямо в кармане в знак уверенности в феноменальной природной прочности яйца. А также о том, как погиб великий архитектор: 7 июня 1926 года по пути в церковь Сант-Фелип-Нери его сбил первый барселонский трамвай, который пустили в тот же день. Прохожие не узнали в неопрятном старике знаменитого архитектора и его отвезли в больницу для нищих, где Гауди провел три дня и умер не приходя в сознание. Похоронен архитектор в крипте собора Саграда Фамилия.

 

Подготовила Тамара Бараненкова

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала