Выстроенный в стиле московского классицизма дом не пострадал от пожара 1812 года, однако к началу истории современной России он оказался в аварийном состоянии, а государство не смогло профинансировать его восстановление. В результате им занялся потомок семьи декабристов - швейцарский финансист Кристофер Муравьев-Апостол. На правах хозяина дома-музея он встречал представительную делегацию Christie's и журналистов, которые первыми пришли посмотреть на топ-лоты предстоящих торгов "Искусство старых мастеров и английская живопись", "Русское искусство", "Искусство импрессионизма и модернизма", "Послевоенное и современное искусство" и даже "Искусство императорской Японии".
Предаукционная экспозиция, которой Christie's отмечает 15-летие проведения выставок в России, аранжирована изящно и со вкусом. У парадного входа в особняк стоят вазоны с пышными букетами в красно-карминных тонах, множество живых цветов украшает и анфилады с залами, где устроена особая подсветка, создающая в старинном доме необычайно современную атмосферу. На этом фоне демонстрируются картины и объекты, созданные на протяжении четырех столетий.
История и рекорды аукционного дома Christie's. Инфографика >>
Показ открывают произведения, выставленные на аукцион "Послевоенное и современное искусство" - "Абстрактное полотно (646-4)" Герхарда Рихтера (эстимейт 2,5-3,5 миллиона долларов) и небольшая графическая работа "Взволнованная девушка" Роя Лихтенштейна (эстимейт 1,2-1,8 миллиона долларов), а также "Прекрасная весна на фоне арктического полотна (с бабочками)" Дэмиена Херста, которая будет продаваться частным образом за 600 тысяч долларов.
В следующем зале размещены нарядные "Пионы" Анри Матисса (эстимейт 8-12 миллионов долларов) и две небольшие работы Пабло Пикассо и Сальвадора Дали - "Отдых. Мария-Тереза Вальтер" (эстимейт 5-7 миллионов долларов) и "Без названия: новые аксессуары (иллюзия равновесия в перспективе)" (эстимейт 3-4 миллиона долларов) соответственно. Эта группа картин выставлена на вечерний аукцион "Импрессионизма и модернизма", в то время как присоединенный к ним Петр Кончаловский с "Испанским пейзажем" (эстимейт 950 тысяч - 1,3 миллиона долларов) - на торги "Русское искусство". Из этого зала можно попасть в анфиладу, где демонстрируются две работы Ивана Айвазовского - марина "В поисках уцелевших" (эстимейт 400-600 тысяч долларов) и картина с нетипичным для художника пейзажным сюжетом "Воловья телега, пересекающая затопленную равнину" (эстимейт 700-900 тысяч долларов). Национальный мотив удачно подчеркивает русская изразцовая печь, фрагмент которой при реставрации специально оставили виднеться из стены, равно как и деревянный сруб дома, и внутреннюю отделку его стен - их можно увидеть в других помещениях особняка, где еще пахнет краской.
На десерт устроители выставки припасли небольшой, датируемый 1626-27 годами "Поясной портрет военного в горжете и шляпе" работы Рембрандта ван Рейна из коллекции произведений голландских Старых мастеров Питера и Ольги Дреесманн. Он показывается в конце выставки в затемненном зале с мраморными колоннами и старинной хрустальной люстрой. Покупателей на него попытаются найти на вечернем приеме, который пройдет в доме-музее в среду вечером - потенциальному владельцу придется выложить за обладание Рембрандтом в районе 12,8-19,2 миллиона долларов.
Впрочем, поговаривают, что это не самое дорогое произведение из привезенных Christie's в Москву. Правда, другое предназначенное для частной продажи полотно не столь очевидно - "Мадонну с младенцем" Баччио делла Порта, более известного как Фра Бартоломео, не показывают открыто, а приглашают на смотрины в специальную комнату.
Вообще, частные продажи составляют все больший процент дохода аукционных домов, эксперты которых говорят о том, что это обусловлено желанием клиентов сохранить анонимность - с десятками миллионов долларов они расстаются более охотно без свидетелей.
Все остальное совершенно свободно и бесплатно можно будет увидеть всем желающим в четверг и пятницу.