МОСКВА, 20 сен - РИА Новости. Четвертая Московская биеннале современного искусства, начинающая работу в пятницу, станет рекордной не только по количеству проектов в параллельной и спецпрограмме, но и по необычным местам для их реализации. Основной проект будет разделен на две противоположные по духу площадки - ЦУМ и еще до конца не реконструированный Artplay на заводе. Кроме того, зрители смогут открыть для себя просторы парка в Южном Бутове, Белые палаты на Пречистенке, бывший коллектор для хранения воды, квартиру атташе по культуре австрийского посольства, комплекс элитного жилья на Яузе и многие другие места.
"Переписывая миры"
Куратор основного проекта Петер Вайбель говорит, что перемены в расстановке сил на карте мира чрезвычайно важны. Во времени проект Вайбеля растянут почти на все прошлое столетие, так как на выставке куратор затеял визуализацию процесса переписывания миров. Несмотря на то, что он считается пропагандистом медиа-искусства, проект пообещали сделать доступным для понимания и отчасти развлекательным. В программе заявлены произведения 88 художников из 33 стран, в том числе обладателя "Золотого льва" нынешней Венецианской арт-биеннале, не так давно скончавшегося немецкого режиссера-авангардиста Кристофа Шлингензифа, его соотечественников Нео Рауха и Герхарда Рихтера, китайского художника-диссидента Ай Вэйвэя, французской группы Клер Фонтэн и индийской художницы Шилпы Гупты. По техническим причинам главную выставку биеннале развели по двум разновеликим площадкам - ЦУМ и центр дизайна Artplay.
С 23 сентября по 13 ноября
"Заложники пустоты"
Проекты Третьяковской галереи в области актуального искусства то ругают, то не очень. Несмотря на критику, главный музей национального искусства остается верен себе, на этот раз представляя проект "Заложники пустоты". Кураторы экспозиции намерены показать итог своей работы по выявлению и систематизации пустых пространств в русском искусстве, начиная с постсупрематического периода 1920-х годов и до нынешнего времени. При этом на выставке исторические произведения демонстрируются с работами современных авторов.
С 24 сентября по 13 ноября
"Хорошие перспективы"
Петер Вайбель решил отметиться не только гигантским основным проектом, но и более скромным по количеству участников и площади выставки. Его "Хорошие перспективы" с 24 художниками из России и Австрии объединят на квартирной выставке атташе по культуре австрийского посольства Симона Мраца в Доме на набережной. Выставка, кстати, как отмечают организаторы, отразит не только тему биеннале, но и непростую историю легендарного дома.
С 23 сентября по 9 октября
Cisterna
Еще одним необычайным, а главное, новым местом станет бывший коллектор для хранения воды, ныне преобразованный в Collector Gallery. Находится пространство в районе не для слабонервных - около Волгоградского проспекта, но, судя по фотографиям, станет точкой паломничества любителей индустриальной архитектуры. Успех площадки обеспечен - лауреат прошлогодней "Премии Кандинского", архитектор Александр Бродский делает там световую инсталляцию, обыгрывая необычное подземное пространство.
С 26 сентября по 2 октября
"Спальный район"
Проект продолжает свое шествие по Москве, включая в себя еще больше спальных районов с расширением столичных границ, и перспективы его развития выглядят теперь поистине безграничными. За предыдущим освоением школьного пространства, где прошла первая часть выставки "Спальный район", объектами современного искусства теперь следует ландшафтный парк "Южное Бутово". Экспозиция разместится в 16 строительных вагончиках в ландшафтном парке, а отдельные инсталляции, надо думать, вандалоустойчивые, - прямо на лужайках.
С 25 сентября по 16 октября
Проекты в Мультимедиа арт музее
Через год после своего открытия в обновленном пространстве по прежнему адресу, на Остоженке, Мультимедиа арт музей с подачи своего директора Ольги Свибловой активно включился в биеннальское движение. Она выступает куратором двух проектов из пяти представленных - Allegoria Sacra группы АЕС+Ф и "Незначительных изменений" Германа Титова. "Композиция 9.11" Олега Кулика осмысляет десятилетие теракта в Нью-Йорке, "Группа Zero и авангард Италии 1960-х" продолжает ликбез посетителей по части современного итальянского искусства вслед за уже показанной "Арте Повера", а "Необратимость" Альберто Гарсиа-Аликса раскроет ночную жизнь испанской столицы и ее антисоциальных персонажей.
"Некрореализм"
Ретроспектива некрореалистов - движения протеста против идеологии через осмысление смерти, появившееся в 80-х годах в Ленинграде, - уже неделю как идет в Московском музее современного искусства. Но числится в программе биеннале - и не зря. Это одна из редких ретроспектив движения, сыгравшего не последнюю роль в современной культуре, но скромно пожинающего лавры в тени. Теперь картины, инсталляции и короткометражки в стиле черного юмора без расчлененки можно по достоинству оценить на масштабной выставке.
С 13 сентября по 30 октября
"Искусство против географии"
Было бы странно, если бы такое большое событие, как биеннале прошло бы без Марата Гельмана. В столицу на "Винзавод" он привез региональный проект "Культурного альянса", адаптированный под биеннале. Под его эгидой в одной только Перми одновременно было показано 33 арт-проекта на семи площадках. Участники альянса доказывают, что современное искусство есть не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в России в целом.
С 14 сентября по 6 октября
"Медиаудар"
Международные гуру арт-активизма - Gran Fury, Silence=Death Collective, The Yes Men, Organ kritischer Kunst и Kavecsprojects везут в Москву перформансы и воркшопы для обмена идеями с российской молодежью, не чуждой активного участия в социально-политической жизни страны. То, что нельзя будет показать в реальном времени, представят на выставке в виде задокументированных акций. В частности, в Москву из далекого Новосибирска Артем Лоскутов с товарищами по цеху везут семена петрушки в рамках акции по ее легализации, а отколовшиеся в свое время от арт-группы "Война" художники вновь пытаются доказать свою сопричастность к радикально настроенным творческим элементам.
С 24 сентября по 10 октября
"Нужное искусство"
В ожидании окончательного переезда в новое место силы - Парк культуры им. Горького - "Гараж" предваряет событие "Нужным искусством". Для его создания куратор Юлия Аксенова пригласила 11 художников, в том числе Алексея Кострому, Жанну Кадырову, Ирину Корину и группу "МишМаш". Лейтмотивом для создания public art объектов стала фраза Владимира Татлина "...не старое, не новое, но необходимое." Место дислокации точно не определено, так, встретить искусство в парке можно в самых неожиданных местах.
С 21 сентября по 1 декабря
"Артхаус сквот форум"
Освоение еще одного пространства, которое позже превратится в жилье и офисы, под нужды современного искусства, - идея не новая, основной проект одной из предыдущих биеннале уже как-то размещался в строящейся башне делового центра Москва-Сити. На этот раз в "Артхаусе" показывают порядка двух десятков разнообразных выставок, в том числе "Бега" под кураторским началом Гоши Острецова, "Вкл.Выкл" Давида Тер-Оганьяна и "Пусто больше не будет" в память о семилетней истории фестиваля видеоарта "Пусто".
С 25 сентября по 22 октября
"Аудитория Москва"
Чтобы окончательно убедиться в разношерстности и всеобъемности биеннале, в рамках проекта "Аудитория Москва" показывают не только выставку в закрытых более 20-ти лет Белых палатах на Пречистенке, но и каждый день развлекают мастер-классами и встречами с художниками, кураторами и критиками. Среди тем - как создать публичное пространство в таком непубличном городе, как Москва, избежать всех ловушек, расставленных такими крупными проектами, как московская биеннале, и, наконец, научиться делать уличное искусство.
С 16 сентября по 16 октября