МОСКВА, 20 сен - РИА Новости. Произведения Амадео Модильяни, Хаима Сутина, Пабло Пикассо, Марка Шагала и других обитателей богемного Парижа первой половины ХХ века собраны на выставке "Парижская школа", открывающейся во вторник в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина, сообщили в пресс-службе музея.
В 1910-1920-х годах во французскую столицу приезжало великое множество художников из Америки и Европы, которые снимали углы на Монпарнасе и вели светскую жизнь в местных кафешках и на тематических балах, поддерживая тем самым реноме Парижа как самого артистического города, где есть место самым безумным затеям и все располагает к творчеству. В это время между художниками, поэтами, натурщицами, покровителями и их родственниками возникали самые причудливые приятельские, да и не только, связи. Так, результатом одной из них стало рождение у художницы и мемуаристки Маревны дочери Марики, отцом которой стал женатый тогда еще не на Фриде Кало Диего Ривера. Впоследствии Маревна написала книгу "Моя жизнь с художниками "Улья", которая подробнейшим образом рассказывает о жизненном укладе того времени, часто полуголодном, но продуктивном с творческой точки зрения.
Чтобы сделать выставку "Парижская школа", организаторам, помимо российских, пришлось задействовать собрания несколько парижских музеев. Среди них - парижские Центр Помпиду и Национальный музей современного искусства, а также женевский Пти-Пале, руководство которого после выхода в свет мемуаров Маревны купило значительную часть ее наследия. Теперь этому музею принадлежит масштабное полотно художницы "Посвящается моим друзьям с Монпарнаса", которое привезли в ГМИИ.
Выставку открывает фотографический раздел с винтажными снимками из Центра Помпиду. На них можно, в частности, рассмотреть тот самый "Улей", кафе "Ротонду" и "Дом", посетителей "Бала четырех искусств" 1932 года и натурщицу Кики, разглядывающую, в свою очередь, скульптуру Джакометти.
Живописная часть экспозиции открываются "тяжелой артиллерией": работами Пабло Пикассо и Киса ван Донгена. Оба художника представлены портретами покровителей искусств - издателя Амбруаза Воллара и галериста Даниэля-Анри Канвейлера соответственно.
Впрочем, сначала взгляд приковывает совсем другой масштабный портрет - Жана Кокто на фоне Эйфелевой башни, выполненный в серебристых тонах американкой Ромэн Брукс. К слову, это чуть ли не единственное сдержанное по тонам произведение на выставке. В этом же зале можно увидеть его портрет кисти другого художника, Жана Липшица.
Портретная галерея, которая продолжается и в следующих залах, поддержана картинами с видами Парижа - "Понт-Неф" Михаила Кикоина и "Крыши Парижа в сумерках" Пинхуса Кременя, последователей Хаима Сутина. Этому художнику отдан практически весь следующий зал: здесь можно посмотреть на его портреты, пейзажи и натюрморты, среди которых наиболее привлекают внимание "Натюрморт с индейкой" и небольшой портретный цикл - "Шафер", "Маленький кондитер" и "Коридорный". Картины Сутина показывают вместе с работами Амадео Модильяни, его друга и соседа по "Улью" - портретами Деди (1918 год) и Маревны (1919 год), а также несколькими графическими листами.
Далее следуют нежные, похожие на акварели картины, написанные выходцем из Японии Леонаром Фуджитой, среди которых, впрочем, насыщенностью цветов выделяется его "Укротительница львов". Продолжают экспозицию фрагменты полиптиха "Испанки" Натальи Гончаровой, оформлявшей "Балы художников", и картины Марка Шагала, среди которых его выразительных размеров черно-сине-белое "Видение" и небольшая работа "Честь имею!".
В общей сложности на выставке демонстрируются произведения более чем полусотни художников, представителей разнообразных национальных школ, которые, соединившись в самом сердце Парижа, дали жизнь самым главным течениям искусства первой половины ХХ века - кубизму, экспрессионизму, фовизму, дадаизму, сюрреализму.