Геворг Мирзаян, научный сотрудник Института США и Канады РАН, для РИА Новости
Безусловно, финансирование не проходит в виде заноса набитых долларами коробок из-под ксероксов в предвыборные штабы. Кандидатам в президенты вообще запрещено брать деньги напрямую от корпораций.
Однако есть много вполне законных механизмов оформления этих инвестиций. Например, компания дает деньги кандидату в форме частных пожертвований от своих сотрудников (по закону каждый гражданин США может пожертвовать кандидату в президенты до 2700 долларов). Кроме того, бизнесмены могут проводить параллельные предвыборные кампании.
Наконец, согласно решению Верховного суда, принятому в 2010 году, компании и профсоюзы имеют право свободно тратить средства на поддержку или критику кандидатов в президенты, и при этом они не обязаны публиковать данные о потраченных суммах.
Две стороны одной монеты: отличия Трампа от Клинтон по цитатам о России >>
Ставка на Хиллари
Хиллари Клинтон является безусловным лидером по числу собранных денег. По оценкам газеты The New York Times на 20 июня, в ходе кампании она собрала 334 млн долларов. Из них 238 млн стали заслугой ее штаба, а еще 96 млн — это бюджет поддерживающих ее суперкомитетов.
Анализ бюджета ее кампании доказывает правоту расхожего мнения о том, что Хиллари является абсолютной креатурой Уолл-стрит и крупных корпораций. Они давно ведут ее (например, с апреля 2013 года по март 2015-го Хиллари получила в виде гонораров за выступления перед банкирами и инвестиционными менеджерами 21,5 млн долларов) и активно вкладываются в нынешнюю предвыборную кампанию.
Если брать по сферам бизнеса, то одними из крупнейших спонсоров Хиллари являются страховые и инвестиционные компании. По оценкам влиятельного Центра за ответственную политику, компании из этого сектора выделили на поддержку миссис Клинтон более 40 миллионов долларов.
Хиллари Клинтон обещает навести порядок в теневой банковской сфере, и, если ее изберут, спрос на юридические услуги резко вырастет. Как со стороны частных компаний (которым нужно будет работать с этими мерами), так и государства, которому придется привлекать помощь извне для того, чтобы эти меры правильно составить.
Независимых не любят
Предвыборный кошелек республиканского кандидата Дональда Трампа гораздо скромнее в размерах.
Для сравнения: его основной противник Тед Круз набрал 158 млн долларов (92,5 млн сам и 65,5 млн — суперкомитеты). 40% этих вложений пришло из родного штата Круза – Техаса, являющегося одним из центров республиканского бизнеса. А Джеб Буш, выбывший после праймериз во Флориде в середине марта 2016 года, успел к этому времени насобирать 162 млн долларов. Он вообще являлся фаворитом республиканских спонсоров в этой кампании – его фонд составил всего 35 млн долларов, тогда как бюджет поддерживающих его суперкомитетов составил колоссальные 127 млн долларов.
![Кандидат в президенты США от Республиканской партии Дональд Трамп Кандидат в президенты США от Республиканской партии Дональд Трамп](https://cdnn21.img.ria.ru/images/147347/63/1473476330_0:0:5190:3460_768x0_80_0_0_eb9b6864cf41205bba949df126b3bce4.jpg)
Учитывая крайне низкие показатели Трампа, сложно даже выделить какие-то сферы бизнеса, которые в него вкладываются. Такое финансовое фиаско объясняется несоответствием миллиардера традиционным консервативным ценностям, конфликтом со значительной частью партийного истеблишмента и достаточно низкими шансами на победу в президентской гонке.
Судя по всему, под конец предвыборной кампании Трамп поставит антирекорд по объему собранных средств среди фаворитов гонки за несколько последних избирательных циклов.
К счастью для Трампа, он может сэкономить на ряде расходов. Так, ему не нужно тратить миллионы долларов на рекламу – даже фермеры из Айовы и серфингисты с Гавайев знают эксцентричного миллиардера.
Трампу не нужно покупать эфирное время и проплачивать статьи журналистов – они сами ловят каждое слово эксцентричного миллиардера. "Когда вы смотрите передачи кабельных каналов, многие их них на сто процентов заполнены Трампом. Зачем вам нужен Трамп еще и в рекламных паузах?" — вопрошал кандидат.
Кроме того, столь скромные финансовые показатели позволяют Трампу позиционировать себя как независимого кандидата, а Хиллари, наоборот, как ставленницу антинародного истеблишмента.
Однако для этого нужно сначала взять Белый дом – а значит преодолеть не только раздоры в среде республиканцев и мощную политико-административную машину Демократической партии, но и сопротивление бизнеса, опасающегося за сохранность своих политических инвестиций.