Владимир Лепехин
В начале минувшей недели Михаил Саакашвили обратился к президенту Украины с просьбой ввести в Одессу войска Нацгвардии. Ответ последовал незамедлительно: Порошенко направил в "бунтующий" город бойцов печально знаменитого батальона "Азов". На просьбу пока еще губернатора Одессы "защитить город от террористов" отреагировало и МВД Украины, представитель которого заявил, что силовикам разрешено стрелять на поражение "в случае вооруженных провокаций".
Страх палачей перед грядущим возмездием
Действительно, примирить палачей и их жертв сегодня на Украине невозможно. Те граждане Украины, которые считают себя наследниками Великой Победы над фашизмом, никогда не признают нацистскую власть. И это означает, что пока у власти на Украине находятся сторонники Бандеры, эта страна обречена на гражданскую войну.
По сути, выжить на Украине может и должна только одна сторона: или нацисты физически уничтожат значительную часть населения страны, или нынешний режим в Киеве будет свергнут. Третьего не дано.
Гражданский конфликт на Украине, развязанный участниками Майдана первоначально как бы по политическому признаку — сначала против Януковича и его сторонников, затем против коммунистов и пророссийских активистов, — довольно быстро перерос в так называемую антитеррористическую операцию (АТО): в военные действия режима по этническому признаку против "сепаратистов" Донбасса, независимо от их пола и возраста. Как результат — полноценная гражданская война, в которой атакующая сторона, как бы она себя ни называла, сгруппировалась в банды насильников, сторона же обороняющаяся естественным образом оформилась как ополчение и антифашистская сила.
Более того, названная гражданская война приобрела в конечном счете характер цивилизационного противостояния: бандеровцы опираются в своей "цивилизаторской" миссии на неофашистов Запада, антифашисты Донбасса — на Россию.
Сегодня это имманентное для границы между двумя цивилизациями противостояние "подморожено" Минскими соглашениями, но предусмотренное ими перемирие в Донбассе чрезвычайно хрупко, поскольку добиться мира с фашистами путем договоренностей невозможно. С учетом того, что фашизм — это всегда следствие известного умопомешательства, существует только один способ купирования данного недуга — уничтожение фашизма в его логове.
Вот почему Киев вполне устраивает нынешняя ситуация на востоке Украины. Понимая, что сломить ДНР-ЛНР уже не удастся, режим заставляет Вооруженные силы Украины (ВСУ) обстреливать города и поселки Донбасса из страха перед возможным возмездием.
От войны в Донбассе к тотальной гражданской войне
У гражданской войны по этнополитическому признаку до недавнего времени существовал территориальный ограничитель: каратели сформировали фронт борьбы с "сепаратизмом" на востоке страны. Однако расширение географии АТО посредством начала карательных операций, например, в Одессе чревато активизацией антифашистского движения и на юге Украины.
Сегодня среди сторонников Киева немало тех, кто заинтересован в очередной провокации в Одессе 2 мая, однако одесситы уже не те, что в 2014 году, и готовы к отпору. Впрочем, не следует исключать нарастания сопротивления режиму не только, к примеру, в Одесской и Херсонской областях, в Николаеве и в Запорожье, но также в Харькове и Закарпатье.
Более половины граждан Украины (около 65 %, по утверждению украинского социолога Евгения Копатько) по-прежнему считают День Победы СССР над фашизмом своим праздником и не собираются от него отказываться.
Многие, очень многие на Украине начинают расставаться с иллюзиями Майдана и надеждами на евроинтеграцию. Многие начинают отходить и от шока, вызванного АТО в Донбассе и политическими убийствами в Киеве. Как результат — рост протестных настроений в стране, с одной стороны, и контрдействий власти (о них ниже) — с другой.
В любом случае сегодня на Украине мы видим расширение уже не только географии гражданской войны, но и её социальной базы, поскольку в непримиримые конфликты вовлекаются все новые и новые группы населения.
Киевский режим, провозгласив развитие Украины как национального государства, всеми возможными способами уничтожает эту страну, приумножая гражданские конфликты и втягивая население в противостояние по идеологическому, языковому, этническому, религиозному и иным признакам, стремясь любой ценой избежать войны по признаку классовому.
Полагаю, что война по социально-классовому признаку занимает во всех нарастающих на Украине противостояниях особое место.
Такой тип гражданской войны предполагает конфликты уже не только по горизонтали (между различными группами населения), но прежде всего по вертикали: противостояние олигархической власти и обманутого ею населения. И если политические, этнические и религиозные войны позволяют режиму находиться как бы над схватками, позволяя ему стравливать народы и конфессии, политические партии и олигархические группы, то война по социальному признаку имеет своей целью свержение власти, а потому рано или поздно заканчивается новой революцией или госпереворотом.
В Киеве наверняка понимают, что очередной Майдан — в той или иной форме — не за горами. И, видимо, именно поэтому режим стремится перенаправить растущий социальный протест в русло начала новых АТО в "сепаратистски" настроенных регионах, а также развязывания новых этнополитических конфликтов (например, между татарами и украинцами в Херсонской области) и межрелигиозных распрей.
Или режим уничтожит Украину, или Украина уничтожит режим
Межэтнические и межрелигиозные противостояния на Украине чреваты войной до последнего украинца. Следовательно, трансформация гражданской войны из того формата, который выгоден режиму, в формат антифашистского социального протеста с последующим свержением находящейся у власти группировки стала бы спасением Украины. Если смены власти не произойдет, страна неизбежно развалится на куски.
Такова логика гражданской войны, которую понимает любой более или менее грамотный политический аналитик. Впрочем, не нужно быть аналитиком для того, чтобы предсказать нарастание негатива (и, стало быть, поводом для роста протестных настроений) во всех без исключения сферах жизнедеятельности современной Украины.
Особенно много негатива раскрывается в той сфере, в какой в последние два года усиленно насаждались мифы о победе на Украине "революции достоинства".
Постепенно раскрывается правда о стрельбе снайперов на майдане, разрушающая сказку о "Небесной сотне". Становится достоянием европейских СМИ история с сожжением людей в Одессе. Все более очевидными становятся многочисленные преступления карательных батальонов в Донбассе. Наконец, рушится миф о якобы сбитом ополченцами над Донбассом малайзийском "Боинге".
Экономика страны рушится, народ нищает и бежит в соседние страны, правоохранительная система бездействует, воровство и коррупция нарастают, государственный долг увеличивается, а вожделенная Европа отворачивается от Украины. Такова реальность.
Полагаю, что пробуждение украинского народа может стать страшным, а последствия этого пробуждения — самыми печальными. Но не будем загадывать: в ближайшие дни Украине нужно пережить без потрясений хотя бы майские праздники, не сорвавшись 2 мая в Одессе или 9 мая в каких-то других городах страны в очередные кровавые разборки.
Понятно ведь, что киевский режим в преддверии своего краха способен на всё, на любую подлость против собственного народа.