США почти беспрерывно воюют по всему миру, но больше всего американцев убили сами американцы. 12 апреля 1861 года, 155 лет назад, началась гражданская война между аграрным рабовладельческим Югом и промышленным Севером, ставшая самой кровопролитной за всю историю страны. Общие потери сторон составили 620 тысяч погибших и более 412 тысяч раненых. Свою роль в победе Севера сыграла и Россия.
Янки и джонни
Первые выстрелы прозвучали при бомбардировке конфедератами (южане) федерального форта Самтер, что явилось формальным поводом к четырехлетней войне. По иронии судьбы жертвы среди защитников форта появились уже после капитуляции. В ходе торжественного салюта в честь флага США снаряды сдетонировали и убили двух человек.
После этого инцидента президент Авраам Линкольн обвинил южные штаты в мятеже, объявил о морской блокаде их берегов и провозгласил набор добровольцев в армию для борьбы со смутьянами. В ответ конфедераты приступили к созданию своих вооруженных сил, и вскоре между солдатами в синих (северяне) и серых (южане) мундирах разгорелись ожесточенные сражения.
Эта война назревала давно. К началу 60-х годов ХIХ века в Соединенных Штатах существовали два основных экономических региона, ментально отличающихся друг от друга, — промышленный Север и аграрный Юг. Так называемые янки и так называемые джонни.
Капиталисты против рабовладельцев
На Юге основой экономики было сельское хозяйство, в первую очередь выращивание хлопка. Благоприятный климат, бесплатный труд на плантациях негров-рабов, большие территории, отошедшие к США по итогам войны с Мексикой в 1846-1848 гг., острая потребность в хлопке, которую испытывали текстильные фабрики Европы. Все это способствовало тому, что плантационные хозяйства приносили огромные барыши своим владельцам.
Класс богатых землевладельцев стал своего рода аристократией Юга, всячески поощрявшей сепаратизм. Справедливости ради надо отметить, что три четверти населения южных штатов не владели рабами и жили и работали на небольших сельских фермах. Но негры считались людьми второго сорта и на Севере.
Север богател, а Юг беднел
До какого-то времени оба региона нуждались друг в друге. Юг поставлял Северу хлопок, получая машиностроительную продукцию. Однако постепенно их позиции начали расходиться все дальше и дальше.
Северяне выступали за более либеральную иммиграционную политику, чтобы заполнить предприятия дешевой рабочей силой, ратовали за высокие таможенные пошлины, призванные защищать национальную промышленность.
Южанам, хотевшим лично торговать со всем миром. Джонни считали, что янки вытягивают из них все соки и это приводит к тому, что Север богатеет, а Юг беднеет.
Прикрываясь защитой рабов
Раздражал их и набиравший силу в соседнем регионе аболиционизм — движение за отмену рабства и освобождение рабов. Промышленные магнаты поддерживали аболиционизм, но не в силу альтруизма, а по более практическим соображениям: отмена рабства вела к подрыву экономических позиций конкурентов — плантаторов.
Неудивительно поэтому, что лозунг освобождения негров как символ борьбы с южанами был выдвинут северянами лишь к середине войны, в конце 1862 года, и что расовая сегрегация просуществовала в американском обществе (в том числе и в армии) еще более 100 лет после гражданской войны.
До поры до времени южане мирились с такой политикой Севера, поскольку представители Демократической партии США, отражающие интересы Юга, более 30 лет доминировали в американской политике. Однако в 1854 году сторонники отмены рабства организовали Республиканскую партию, и в 1860 году их кандидат, Авраам Линкольн, победил на президентских выборах.
В борьбе за свободу и независимость
В знак протеста 11 южных штатов покинули состав Соединенных Штатов Америки и объявили о создании собственного государства — Конфедерации Штатов Америки (КША), а президентом выбрали бывшего сенатора от Миссисипи Джефферсона Дэвиса. Также в состав КША вошла Индейская территория, поскольку индейцы не хотели отказываться от рабовладения. Эти земли составляли 40% территории страны, их населяли 9 миллионов жителей.
В составе США остались 23 штата, включая три рабовладельческих, а также ряд западных округов Виргинии, которые отказались признать власть Дэвиса. А самое главное — у федералов осталась почти вся промышленность (110 тысяч заводов и фабрик на Севере против 18 тысяч на Юге), более 70% линий железных дорог, 22 миллиона населения и армия с флотом.
Количественный и качественный перевес янки был налицо. Казалось, что военно-промышленная мощь Севера в одночасье сотрет мятежников. Однако на стороне конфедератов был весьма существенный фактор, игравший большую роль на протяжении всей войны. Боевые действия велись на территории Юга, и его защитники чувствовали себя жертвами агрессии со стороны непрошеных гостей. А потому джонни яростно защищали свою свободу и независимость.
Милитаризм с молоком матери
И у северян, и у южан регулярная армия была ничтожна, самым крупным подразделением в мирное время считался полк, а основной организационной единицей — рота. Главную силу вооруженных сил составляли нерегулярные формирования из добровольцев, которые вынесли тяжесть самых страшных боев. Бригады, дивизии, корпуса, армии существовали лишь на время боевых действий, после чего сразу же распускались.
Несмотря на то, что в количественном отношении конфедераты уступали федералам, на Юге раньше приступили к созданию своей армии. Благо милитаризм давно стал частью жизни южан, боящихся восстания рабов. Почти любой джонни с 16 лет участвовал в патрульной службе и умел обращаться с оружием.
Как заметил тот же Дэвис, "европейцы обычно смеются над увлечением южан военными титулами. Мы — единственный народ в мире, где джентльмены идут в военную академию, даже не намереваясь потом стать профессиональными военными".
Он был прав: любой плантатор в мирное время чувствовал себя командиром иногда весьма внушительного подразделения, состоящего из работников и рабов.
Кровавый перелом
Наиболее талантливые командиры были у южан, наиболее заметным из которых стал генерал Роберт Ли. Он сумел в нескольких сражениях разбить превосходящие силы врага и перенести боевые действия на территорию северян.
Янки же были не так воинственны и больше полагались на свое численное преимущество и мощь промышленных объектов. Однако первые два года войны не принесли им успеха. Во многом это происходило из-за небрежности северян при создании собственной армии, где многие ее генералы были политиками или бизнесменами. Они рассматривали свою деятельность лишь как ступеньку в карьере и потому без зазрения совести устилали синими мундирами дорогу к новым бюрократическим вершинам.
К тому же солдаты федеральных войск не были в бою столь мотивированы, как их враги, которые в буквальном смысле слова защищали свою землю. Перелом в войне произошел в 1863 году, когда обороняющиеся решили стать атакующими. Генерал Ли решил перенести боевые действия на территорию противника и захватить его главный город — Вашингтон.
Трехдневная битва при Геттисберге летом 1863 года стала самой ожесточенной и кровопролитной для обеих сторон. В ней северяне защищали свою территорию и выстояли против чудовищного натиска южан, сделав невозможным их дальнейшее продвижение.
Несмотря на то, что впереди были еще два года напряженной борьбы, северяне все чаще стали одерживать победы. Они просто задавили противника количеством солдат и переиграли идеологически.
Рука помощи со стороны России
Между тем гражданская война в США чуть не стала международной. Великобритания, где из-за блокады Севером южных портов разорялась текстильная промышленность, готова была (вместе с Францией) признать Конфедерацию. При этом не исключалась военно-морская помощь мятежникам со стороны этих стран, в частности поставками оружия и боеприпасов.
Поэтому Россия послала в 1863 году две свои военно-морские эскадры к западным и восточным берегам США, чтобы создать угрозу торговым путям англичан и французов, а также сдерживать действия флота южан. Столкнувшись с неожиданной угрозой своему судоходству, Великобритания и Франция отказались от своих намерений.
Русские моряки же были восторженно встречены населением северных штатов. В Нью-Йорке им была устроена пышная встреча, а на кораблях побывали государственные деятели США, начиная с госсекретаря и морского министра и заканчивая руководителями конгресса и сенаторами.
Тем самым Россия в сложный момент помогла Америке, которая в 1865 году вновь стала единой страной.