Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Мир за пределами Китая реагирует на завершающуюся сейчас в Пекине ежегодную сессию парламента (Всекитайского собрания народных представителей) довольно однозначно: интересуется, обрушится китайская экономика в обозримом будущем или нет.
И, соответственно, будет ли Китай и дальше спасать мировую экономику, как он это сделал после кризиса 2008 года, или не будет, поскольку обрушится.
В Пекине хорошо понимают эту постановку вопроса и отвечают на нее иногда прямым текстом, на пресс-конференциях в ходе сессии и в прочих случаях.
ВВП неправильный?
Совершенно отдельный вопрос: как США пытаются одновременно "сдерживать" Китай, идеологически или посылая в Южно-Китайское море авианосцы, и при этом надеяться, что Китай будет экономически достаточно силен, чтобы не вызвать мировых катастроф. То есть Китай для США — угроза и спасение одновременно. Этот американский цирковой номер описывать долго и сложно.
Насчет судеб мира в целом — вопрос сложный, но о своей стране китайские лидеры на сессии парламента говорят четко: никакой крах ей не грозит. Планируемое замедление роста в 2016 году до 6,5 — 7% — это не крах. Это давно объявленный переход к другой модели экономики, когда будет меньше угля и стали (а уволенных из этой сокращаемой отрасли надо куда-то устроить), зато больше ассигнований на инновации.
А как же тогда, отвечают эксперты, быть с проблемой финансов? Дело в том, что после кризиса 2008 года две первые мировые экономические державы, США и Китай, заливали пожар деньгами. Но каждая по-своему.
Китай, гласит одна из гуляющих сейчас по мировым СМИ концепция, накачивал после 2008 года ВВП искусственно, направляя половину государственных инвестиций в инфраструктуру.
Они возводили по небоскребу в пять дней, завистливо пишет один из таких авторов. Они построили более 30 новых аэропортов, метро в 25 городах, три самых длинных моста в мире, более 10 тысяч километров скоростных железных дорог и 40 тысяч километров обычных шоссе.
Вообще-то кто-то мог бы сказать, что деньги явно потрачены не зря, как бы нам ни объясняли, что такой ВВП — неправильный и ненужный. Но в итоге внутренний долг действительно дошел до 220% от того же ВВП. И если печатать еще больше лишних денег, тогда национальная валюта будет падать, это будет выгодно китайскому экспорту, но прочие страны тоже начнут снижать свой курс, последуют мировые валютные войны, и вот тут-то и будет всемирный коллапс.
Рекорды все равно будут
Теперь посмотрим, как на этот "финансовый" сценарий отвечают китайские коллеги. Выше мы цитировали публикацию в Japan Times, сейчас будет комментарий экономиста в "Жэньминь жибао". Он ссылается на данные агентства Standard & Poor's, согласно которым в 2016 году государства мира будут заимствовать всего 6,7 триллиона долларов. Но 72% этой суммы возьмет вовсе не Китай, а США плюс Япония, плюс "ключевые экономики" Евросоюза.
Причем это никак не соотносится с их вкладом в мировую экономику или с населением.
А страны БРИКС, все вместе, намерены заимствовать только 13% от 6,7 триллиона, в том числе Китай — 5,1%. Это немало, но в семь раз меньше, чем США. При этом Китай по объемам годового ВВП идет вслед за Америкой, то есть находится на втором (если не на первом, по иным системам подсчета) месте в мире. И вдобавок Китай имеет вполне реальную перспективу расти в 2-3 раза быстрее западных экономик даже при своем замедлении.
То есть мировая экономика доигралась до того, что в долг живут все, но совершенно неясно, почему коллапсы и прочие неприятности должны угрожать именно Китаю и только Китаю, если у США есть куда более заметная проблема под названием "деньги не впрок". Западные экономики — те же США, Япония и ключевая часть Европы — вместе производят 52% мирового ВВП, но растут на 0,5 — 2%.
Есть еще один показатель, которым экономисты оперируют с удовольствием. Он называется генератором глобального роста. Есть страны, которые работают как бы только на себя, а есть такие, от которых зависит процветание множества прочих. Так вот, после кризиса 2008 года, год за годом, Китай генерировал около половины мирового экономического роста. Как? Вливая в свою экономику деньги, развивая инфраструктуру, но и стимулируя мировую торговлю как импортом, так и экспортом.
А сейчас Китаю надоело спасать мир. Сейчас это страна, которая производит около 15% мирового ВВП, а генерирует до 25% мирового прироста ВВП. То есть уже не половину, а вдвое меньше.
То есть Запад занимает денег куда больше Китая, но результата от этих займов гораздо меньше, и мировой рост они генерируют слабовато. И сколько можно такие экономики спасать?
Кстати, вопрос насчет вливания новых денег в китайскую экономику очень заметно фигурировал на сессии парламента. И на него был дан ответ. Глава правительства Ли Кэцян довольно ясно сказал, что безудержных вливаний больше не будет, центральные и особенно местные власти должны сами потихоньку снижать долговую нагрузку.
Что же касается привычных всему миру рекордных цифр роста Китая, то с ними никто не прощается. Предыдущий пятилетний план ставил задачу удвоить ВВП между 2010 и 2020 годами, для чего требовался средний рост на 7,2% в год. Но до прошлого года получалось 7,8% ежегодно. Для того чтобы удвоение ВВП к указанной дате, 2020 году, произошло, достаточно тех самых 6,5%, которые в новом плане и значатся. То есть вполне можно обойтись без накачки экономики лишними деньгами, ликвидировать ее перегрев и улучшить структуру.
А окружающий мир пусть сам решает хоть часть своих проблем.