Ростислав Ищенко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
В Сирии вступило в силу перемирие, и продолжилась война. Наши "друзья и партнёры" немедленно нарушили перемирие (как и обещали) и обвинили в этом Россию и Сирию (как и ожидалось).
Что же, собственно, произошло на Ближнем Востоке и какого развития событий можно ожидать в ближайшем будущем?
Начнём с перемирия. Понятно, что это элемент дипломатической игры. Хотя бы потому, что оппозиционные группировки, согласившиеся договариваться с Асадом, не являются серьёзной силой, а "зоны перемирия" исчезающе малы, в сравнении с зоной продолжающейся войны.
Отметим также, что условия перемирия были выработаны Россией и США, а уж затем продиктованы участникам конфликта. Причём не только сторонам сирийской гражданской войны и не только интервентам-джихадистам, но и их спонсорам из Анкары и Эр-Рияда.
Реакция не заставила себя ждать. Турция заявила, что перемирие для неё необязательно, а Саудовская Аравия немедленно обнаружила "нарушения перемирия" со стороны Москвы и Дамаска, и сообщила, что готова принять участие в наземной операции в Сирии.
Фактически мы имеем дело с частичным перемирием между Россией (САА и ВКС) и США (группировки "умеренных террористов"), в ходе которого участники перемирия попытаются улучшить свои позиции, в том числе и за счёт других вовлеченных в сирийский кризис сторон. Этим и объясняется крайне нервная реакция официальных ближневосточных союзников США (Турции и Саудовской Аравии).
Задачей России является расширение зоны контроля САА за счёт ИГ и "Ан-Нусры" (группировок, признанных террористическими на уровне ООН и запрещенных в РФ), а также недопущение прямой военной интервенции в Сирию Анкары и Эр-Рияда. В идеале — полный разгром "неумеренных террористов", восстановление контроля Дамаска над сирийско-турецкой и сирийско-иракской границами и начало внутрисирийского диалога с очевидно сильных позиций. В итоге планируется получить двуединую Сирию, в составе основного массива территорий, контроль над которыми сохранит действующая власть, формально разбавленная "конструктивной оппозицией", и сильной курдской автономии вдоль границы с Турцией.
США пытаются дипломатически выиграть войну, проигранную в поле. В связи с этим вновь возникли тезис "Асад должен уйти до начала переговоров о внутрисирийском урегулировании", а также рассуждения о "плане Б", с намёком на возможную интервенцию в Сирию. Россию пытаются заставить пойти на уступки, пугая её призраком полномасштабной войны с якобы неконтролируемыми Турцией и Саудовской Аравией.
Кроме того, существуют интересы Турции и Саудовской Аравии, которые стремятся к разделу Сирии и установлении своего протектората (или иной формы контроля) над курдскими и суннитскими регионами соответственно. Один из первых необходимых шагов на этом пути — отставка Асада до начала процесса урегулирования и таким образом ликвидация легитимного центрального правительства Сирии.
Как видим, сохраняется клубок противоречивых интересов и неразрешимых противоречий, который подпитывает и будет подпитывать военную активность, в том числе и попытки разрушить стартовавший мирный процесс.
На сегодня Россия и Асад получили серьёзное преимущество. Единый фронт разного рода "оппозиций" расколот, пусть пока из борьбы и выведены второстепенные игроки. В результате Москва и Дамаск, во-первых, получили возможность сконцентрировать военные усилия на наиболее опасных непримиримых джихадистских группировках. Во-вторых, вовлечение части оппозиции в переговорный процесс с перспективой частичной интеграции во власть служит примером для других "умеренных", которые могут выбирать между перспективой своего уничтожения в ходе боевых действий и возможностью участия в процессе общесирийского урегулирования при неоспоримой ведущей роли официального Дамаска.
В-третьих, что самое важное, большинство сложивших оружие боевиков уже не вернутся на фронт, даже если перемирие будет сорвано и США попытаются вернуть подконтрольные им группировки в состояние войны.
Опасность данной ситуации заключается в том, что при любом исходе российско-американского противостояния на Ближнем Востоке Анкара и Эр-Рияд — в сложившемся формате — проигрывают однозначно. В связи с этим от них следует ожидать нагнетания военной истерии. Полноценной войны они, разумеется, не желают, поскольку не могут её выиграть, но военный шантаж — их единственное средство влияния на ситуацию.
Именно поэтому с вероятностью в 99,9(9)% мы имеем дело не с началом мирного процесса, а с частичной тактической передышкой накануне очередного витка боевых действий, с перспективой частичного (хотя бы на уровне дипломатических и экономических санкций) втягивания в него Запада на стороне противников России.
США вряд ли решатся открыто поддержать готовящуюся турецкую агрессию в Сирии, но и позволить России расправиться со своими союзниками тоже не могут. Даже если амбиции союзников входят в объективное противоречие с государственными интересами Америки.
Попытки связать руки России региональной войной (в которой Америка бы формально осталась в стороне) Вашингтон не прекращает с 2008 года. И крайне сомнительно, что в ближайшее время эта политика изменится. Слишком уж заманчиво для США решить все свои проблемы одним махом, за чужой счёт и подставив под удар чужую территорию.