Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Григорий Карасин 16 апреля в Праге проведет десятую встречу со специальным представителем премьер-министра Грузии Зурабом Абашидзе.
Территориальные проблемы Южного Кавказа в этом формате не обсуждаются, и все же накануне Зураб Абашидзе пообещал "острейший разговор" в Праге о переносе "разделительной линии" (так в Грузии называют границу с Южной Осетией) вглубь территорий грузинских сел Цителубани и Хурвалети.
Позиция Грузии вкратце такова: 10 июля на территории, прилегающей к грузинским селам Горийского района, российские войска незаконно установили предупреждающие информационные знаки о пограничной зоне Республики Южная Осетия.
Российская сторона отреагировала. В разговоре с первым заместителем министра иностранных дел Грузии Давидом Дондуа заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин подчеркнул: претензии не по адресу, потому что пограничные проблемы на югоосетинском участке Грузии следует обсуждать с югоосетинской стороной, и претензии надуманные, ведь границу не передвигали.
По мнению МИД РФ, нежелание властей в Тбилиси отказаться от статуса "оккупированных территорий" применительно к Сухуму и Цхинвалу, курс на максимальную интеграцию в ЕС и НАТО, появление инструментов Североатлантического альянса на территории Грузии повысит градус напряженности. Что и происходит на наших глазах.
Театрализованное представление
15 июля секретарь Совета безопасности Республики Южная Осетия Анатолий Плиев рассказал обозревателю РИА Новости по телефону: "В Цинагарском и Орчосанском районах республики мы продолжаем устанавливать предупреждающие таблички на удалении 100 —150 м от границы — с нашей стороны. Поскольку там проходит нефтепровод Баку — Супса, это взбудоражило грузинскую сторону. И здесь надо учитывать совокупность факторов: непростую международную обстановку, готовность грузинского руководства к политическим спекуляциям, ожидаемый визит важного западноевропейского гостя Дональда Туска, который мог бы добавить солидности этой театрализованной приграничной акции".
Действительно, 14 июля в Грузии ждали председателя Европейского совета Дональда Туска, который намеревался посетить границу Грузии и Южной Осетии, однако "ревизор" не прибыл из-за сложной ситуации в Греции. И все же политическое шоу состоялось. Будто по взмаху невидимой руки, возникло грузинское многоголосие.
13 июля МИД Грузии в специальном заявлении осудил действия России. В этот же день министр обороны Грузии Тина Хидашели торжественно заявила: "Наш путь к евроатлантической интеграции является одним из главных способов избавиться от оккупации, насилия. Хочу заверить вас, что Грузия вернет… все 20 процентов потерянных территорий, и россиянам своими руками придется переносить эти трафареты, которые они ставят на нашей земле, обратно к официальной границе, которая существовала во время СССР".
Директор аналитического департамента МВД Грузии Шалва Энукидзе назвал происходящее грубым нарушением международного права Россией "на фоне поиска точек соприкосновения на переговорном процессе в Женеве между грузинской, осетинской и абхазской сторонами".
Кстати, грузинское МВД на границе с Южной Осетией выполняет функцию пограничных формирований, несет службу на блок-постах. Ведь поставить грузинских пограничников — означает де-факто признать существование границы и самой Республики Южная Осетия.
14 июля специально привезенные из Тбилиси в сельскую местность грузинские журналисты провели у приграничного села Хурвалети акцию "Нет оккупации", и попытались уничтожить пограничный указатель Южной Осетии (нарушив границу). Грузинские общественники также протестовали на своей территории близ югоосетинского села Цинагар.
И даже посол Швейцарии в Грузии Гюнтер Бехлер как представитель страны-посредника между Россией и Грузией выразил обеспокоенность действиями российских пограничников.
Нефтепровод как нерв
На фоне массовки выступил и премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, который назвал "передвижение границы" Южной Осетии неоправданной провокацией, и отметил, что сегменты стратегически важного для нескольких государств нефтепровода Баку-Супса оказались вне грузинской территории.
Вице-премьер, министр энергетики Грузии Каха Каладзе разделил тревогу премьера: ведь правительство Южной Осетии может потребовать налог за транспортировку нефти через свою территорию, и руководству Грузии необходимо предусмотреть строительство нового участка нефтепровода в обход территории Южной Осетии. Возможно, нефтепровод оказался не последней причиной приграничного шоу.
Два незначительных участка (всего 1,6 км из 830 км) нефтепровода Баку — Супса, который принадлежит Корпорации нефти и газа Грузии и передан в долгосрочную аренду компании ВР, проходят по территории Южной Осетии седьмой год. И никаких проблем с транспортировкой нефти не возникает (а это около 100 тысяч баррелей в сутки).
Если правительство Южной Осетии потребует от Грузии оплаты транзита нефти или аренды участка земли под трубопроводом на своей территории, шум на границе и в СМИ не поможет. Придется договариваться с югоосетинской стороной.
Демаркационная вменяемость
Независимая Республика Южная Осетия не первый год обустраивает свою государственную границу. Установленные взамен старых новые предупредительные надписи на столбах ничем не угрожают грузинскому населению и автомагистрали Тбилиси — Гори. Южная Осетия ранее неоднократно предлагала грузинской стороне совместно делимитировать и демаркировать границу, и всегда получала отказ.
Российские пограничники охраняют границу Южной Осетии на основании договора, то есть выполняют служебные функции, в демаркации и инженерном обустройстве грузино-югоосетинской границы не участвуют. Ажурную металлическую ограду ниже человеческого роста (немногим прочнее сетки-рабицы) устанавливают специалисты РЮО — не ближе 100 м от линии границы, с югоосетинской стороны. Этого грузинская сторона принципиально не замечает.
И все же трагические события августа 2008 года на Южном Кавказе начинались похоже: с 15 июля более двух недель продолжались грузино-американcкие маневры Immediate Respons-2008 (Немедленный ответ-2008) с участием 1000 американских и 1630 грузинских военнослужащих. А потом Грузия решила подкорректировать границы.
Возможно, спецпредставитель премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией Зураб Абашидзе 16 июля в Праге действительно поднимет пограничные проблемы на встрече с замглавы российского МИДа Григорием Карасиным. Это не повлияет на ведение дел и формат переговоров, определяемых международными нормами.
Прямые переговоры в Праге между представителями России и Грузии предусматривают обсуждение исключительно гуманитарных и торгово-экономических связей между странами. Вопрос территориальной целостности Грузии является предметом обсуждений международных (многосторонних) Женевских дискуссий по вопросам стабильности и безопасности на Кавказе.