Игорь Николайчук, эксперт Российского института стратегических исследований, для МИА "Россия сегодня"
Апология статистики
С нескрываемым интересом я воспринял сообщение, что одесский губернатор Михаил Саакашвили получил в свое распоряжение знаменитый советский комплекс ПВО С-300. Пришел на ум Овидий: "Что тебе, резвый шалун, с могучим оружием делать?". Комплекс-то все-таки стратегический, и по стоимости, наверное, превышает весь выставляемый на распродажу одесский порт. И не надо сказок про "воздушную блокаду Приднестровья".
Чисто гипотетически, конечно, можно стрелять из пушки по воробьям, т.е. по российским транспортникам, "прорывающимся" на аэродром в Тирасполе. Но это только в воображении политиков, которые ранее мирно занимались выпеканием киевских тортов.
Вооруженные силы Украины все-таки укомплектованы высшими офицерами и генералами, кончавшими военные вузы в СССР. Можно ставить под сомнение их боевой дух, их желание сражаться за фашистскую хунту, но давайте не будем отказывать им в профессионализме. Одесса теперь главная база военно-морского флота Украины. Главную базу (главную, пусть там и стоит не очень много не очень новых кораблей) необходимо прикрывать от воздушно-космического нападения. А комплекс С-300, который для этого и предназначен, необходимо прикрывать от атаки малоразмерных низколетящих целей, для чего ставят другие комплексы ПВО, например, "Бук". А комплекс комплексов уже необходимо защищать от террористов и диверсионных групп. И пошло и поехало: квартиры, казармы, землеотвод, энергоснабжение и пр. Сущий геморрой для губернатора.
Современная стратегическая мысль США исходит из того, что судьбы мира теперь решаются на территории Евроазиатского материка. Там бурлят и сталкиваются цивилизации и прочие объекты международных отношений. Американцы в зонах столкновений должны присутствовать, и все организовывать в своих интересах, обеспечивая мировое господство. Непредсказуемые, но всегда конкретные зоны столкновений надо как-то обустроить, предусмотрительно сделать удобными для американского присутствия – политического, военного, экономического и пр. Создать необходимую инфраструктуру, например, или насадить несколько дружественных режимов, которые в случае чего ни в чем не откажут. Все это в нынешних условиях невероятно дорогостоящее занятие. Такие дорогие игры называются подготовкой театров военных действий. Встает во весь рост проблема экономии средств, оптимизации контуров "обрабатываемой территории", нарезки регионов возможного присутствия.
Так и могла родиться идея создать единый ТВД под условным названием черноморско-средиземноморский, куда входили бы сразу, под одну комплексную инфраструктуру, зоны вооруженных столкновений, включая и потенциальные, в Европе (Украина, Крым, Кавказ, Балканы) и Ближний Восток, чуть ли не до Афганистана.
Нынешние американские военные буквально помешаны на логистике, которая призвана решить современную дилемму вооруженной борьбы: "тех, кто стреляет, очень мало, а тех, кто их обеспечивает, очень много". Стратегия теперь приравнивается к оптимизации схемы грузопотоков, а героизмом считается экономия долларов.
В таком контексте Одесса – воистину жемчужина у моря. Опора одновременно и в войне с "пророссийскими сепаратистами", и с Исламским государством. Да, — и с Сирией, и с Ираном и еще бог знает с кем, пусть и с ПМР. Вот богатые американские военные контейнерные и другие транспортно-грузовые терминалы действительно надо будет от атак прикрывать, но не на американские же деньги. Впрочем, ВМС США выделили для Одессы, еще в прошлом году, сразу после "ухода" Севастополя, где они раскошелились на ремонт школы, небольшие суммы на ремонт глазной клиники.
Политическая медиаметрия по такому сюжету, как "Обсуждение и оценки российского оружия и военных систем", являет весьма интересную картину. В 2012 году этой темой интересовался преимущественно Китай и Иран, причем никакого негатива в этой области не существовало, индексы агрессивности совокупности таких материалов составляли всего 0,06 и 0,08 соответственно. Считаем, что были равны нулю. А вот в 2014-15 годах основными интересантами стали Германия, Великобритания, Япония. То есть не потенциальные покупатели, а геополитические конкуренты. ИА для них такие: Германия – 7,2, Великобритания – 2,9, Япония —4,7. Ну что тут скажешь!
Опять Германия. Что поделать, их СМИ нас разнообразно не любят. Но здесь запредельный негатив понятен – ревность и борьба танковых школ, продолжение исторических дуэлей "Тигров" и наших танков ИС, их "Леопардов" и нашей "Арматы".
Вот последние заголовки: "Возрождение танков" (Der Spiegel, 30.05.2015, Германия); "Российский супер-танк: копирование немецких идей" (Die Welt, 28.05.2015, Германия); "Кризис в России; Чтобы запугать Путина, нужен второй "Леопард" (Die Welt, 23.05.2015, Германия); "Российский транспортер меняет тактику ведения войны" (Die Welt, 22.03.2015, Германия); "Хорошие времена для торговли оружием" (Die Tageszeitung, 16.03.2015, Германия, Reinhard Wolff).
Привлечем внимание к тому факту, что американские журналисты практически никогда в дискуссиях на тему, какое оружие лучше, не участвуют. Такова традиция.
Информационная активность: в огороде бузина, а в Киеве Папа!..
Активность зарубежных СМИ за период c 8 по 14 июня 2015 года по сравнению с предыдущим анализируемым периодом (c 1 по 7 июня 2015 года) выросла на 1,4% (1197 материалов против 1180).Будем считать, что интерес к России и событиям в ней сохранился на прежнем уровне. А вот индекс агрессивности за прошедшую неделю резко упал: с 1,80 до 1,35. Такая ситуация — результат спокойного, даже доброжелательного освещения визита Владимира Путина в Италию и в Ватикан.
Судите сами: индекс агрессивности материалов, в которых одновременно упоминался и российский президент, и Папа Римский Франциск, равен всего 0,48. Разумеется, лидерами по числу публикаций по этому сюжету явились католические страны, в первую очередь, конечно, Италия, затем Франция.
Некоторую оторопь вызвала буйное искусство киевских престидижитаторов по части аналитических обзоров итальянской прессы, которые лихо констатировали, что: "Дорогой враг" Путин провалил итальянский блицкриг" (Украинская правда, 11.06.2015, Украина), а "главный редактор и ключевой журналист Corriere della Sera, которые ездили на интервью к Путину (это интервью показалось украинским правдистам слишком комплементарным), имеют связи с Россией – семейные или исторические". К тому, что слово "блицкриг" употреблено совсем не к месту, придираться не будем.
Индекс агрессивности: страшно, аж жуть!
На этой неделе такой страной оказалась Великобритания. Заголовки из этого блока материалов как на подбор. Честно говоря, такого темпераментного негатива-креатива не дает даже Польша. Судите сами: "Россия стремится доказать превосходство над Украиной при помощи памятника киевскому князю Владимиру в Москве" (The Daily Telegraph, 12.06.2015, Великобритания, Tom Parfitt); "Дочь Немцова предупредила: Россия под Путиным как нацистская Германия или Руанда времен геноцида" (The Independent, 10.06.2015, Великобритания); "Смерть российских солдат вызывает вопросы относительно заявления Кремля о том, что его войск на Украине нет" (Sky News, 10.06.2015, Великобритания); "Министр обороны заявил, что рост российской агрессии доказывает необходимость сильного флота" (The Herald, 09.06.2015, Великобритания); "Обама обвинил Путина в разрушении России, воссоздавая "советскую империю" (The Guardian, 09.06.2015, Великобритания); "Страх убийства на фоне требования России экстрадировать "банкира Путина" из Великобритании" (The Daily Mail, 08.06.2015, Великобритания, Will Stewart); "США могут разместить ядерные ракеты в Великобритании перед лицом угрозы со стороны Путина" (The Daily Mirror, 08.06.2015, Великобритания).
Мороз по коже.