Сергей Варшавчик, для МИА "Россия сегодня"
5 июня исполняется 70 лет со дня подписания в Берлине декларации о поражении нацистской Германии и о принятии верховной власти в стране правительствами СССР, США, Великобритании и Франции. Тем самым союзники исправили ряд ошибок Первой мировой войны, окончательно и бесповоротно покончив с прусским милитаризмом.
Что делать с побежденными?
Осенью 1918 года, исчерпав все свои военные возможности, потеряв союзников по коалиции, Германия признала свое поражение и заключила со странами Антанты Компьенское перемирие. Она обязалась очистить захваченные районы Франции, Бельгии, Люксембурга (за которые четыре долгих года велись кровавые сражения траншейной войны), денонсировать Брест-Литовский договор с Россией и отвести свои войска в Германию.
Союзники не спешили добивать врага и входить на его территорию. С одной стороны, сказывалась огромная усталость от тяжелейшей войны, в которой погибли миллионы солдат Антанты. С другой стороны, победители никак не могли договориться друг с другом о том, что же делать с побежденными.
На Парижской мирной конференции Франция как основной пострадавший участник коалиции (к тому же имеющая общую границу с Германией) требовала максимального ослабления бывшего противника. Великобритания и США, в свою очередь, не хотели усиления французов на европейском континенте и выступали против подобных планов. Лондон и Вашингтон ругались по поводу британских требований от побежденной Османской империи – президенту США Вильсону количество отторгаемых территорий казалось чрезмерным. В этом вопросе его поддержал президент Франции Клемансо, обиженный отказом Англии поддержать французские требования об аннексии Рейнской области.
Разделом вражеского "имущества" остались недовольны Япония и Италия, чья делегация даже демонстративно покинула высокое собрание. На конференцию не была приглашена Россия – как страна, досрочно покинувшая ряды Антанты и заключившая договор с врагом. Тем самым, был сделан первый шаг к тому, чтобы будущий СССР стал активным противником Версальской системы.
Противоречивым получился и Версальский договор 1919 года, официально завершивший Первую мировую войну. Германия вынуждена была выплачивать колоссальные контрибуции, она лишилась значительного количества своих земель (в том числе, заморских колоний), ей было запрещено иметь полноценную армию. При этом победители не вводили свои войска на ее территорию, за исключением Рейнской демилитаризированной зоны, куда в 20-х годах в ответ на те или иные действия Германии время от времени вторгались войска союзников.
Столь же непоследовательной была политика победителей и в межвоенный период. Особенно это было заметно после прихода к власти нацистов, когда ограничения, наложенные на Германию, не контролировались европейскими державами или же на их нарушения закрывались глаза.
Страусиная политика
Гитлер умело пользовался нежеланием бывших противников Германии вновь воевать, даже несмотря на его откровенно агрессивные действия –ремилитаризацию Рейнской области, аншлюс Австрии, отторжение Судетской области от Чехословакии и оккупация Чехии и Моравии.
Страусиная политика "умиротворения" активного агрессора, в конечном счете, и привела мир ко Второй мировой войне, в ходе которой страны-победительницы решили раз и навсегда покончить к германской агрессией. Благо, во главе США и Великобритании находились политики, считавшие Гитлера врагом № 1 – Рузвельт и Черчилль. На Тегеранской (1943) и Ялтинской (1945) конференциях СССР, США и Великобритания утвердили единство целей – безоговорочная капитуляция и оккупация Третьего рейха.
В отличие от осени 1918 года, весной 1945-го война в Европе закончилась не у границ Германии, а лишь с разгромом ее войск на ее же территории.
Банда Деница
После того, как Гитлер покончил с собой 30 апреля 1945 года, власть перешла к правительству гросс-адмирала Деница, который попытался управлять еще не оккупированными территориями. После подписания акта о капитуляции Германии 8/9 мая 1945 года, кабинет министров Деница не торопился распускаться, в надежде на существование в качестве временной администрации послевоенной Германии. Призрачную надежду на это им подал Черчилль, который в своей публичной речи отметил, что санкцию на капитуляцию с немецкой стороны дало именно правительство Деница.
Такое положение дел категорически не устраивало Советский Союз, который заклеймил организацию, как "банду Деница" и ясно дал понять всем, что руководители послевоенной Германии должны назначаться самими союзниками.
После этого демарша 23 мая временное германское правительство было распущено. Его участники впоследствии были приговорены Нюрбергским трибуналом к различным срокам заключения, а министр без портфеля, исполняющий обязанности начальника Верховного командования вермахта и начальника Генерального штаба сухопутных войск генерал Йодль – казнен.
Ваккум власти должен был заполнить Контрольный совет по управлению Германией от СССР, США, Великобритании и Франции. В него входили главнокомандующие армиями в Европе – маршал Жуков, генерал Эйзенхауэр, фельдмаршал Монтгомери, генерал Делатр де Тассиньи.
5 июня они подписали Декларацию о поражении Германии и учреждении на ее территории верховной власти союзников.
По воспоминаниям Жукова, после подписания документа Монтгомери попросил его поскорее решить вопрос о коммуникациях для британских оккупационных частей в Берлине. В ответ Жуков ответил, что для начала неплохо бы, чтобы каждый из союзников занял те области Германии, которые определены Ялтинскими соглашениями.
"Б. Монтгомери начал было возражать, но тут быстро вмешался Д. Эйзенхауэр: — Монти, не спорь! Маршал Жуков прав. Тебе надо скорее убираться из Виттенберга, а нам из Тюрингии" — так описал диалог с коллегами Георгий Константинович.
К 5 июля 1945 года американские и английские войска были отведены в свои зоны оккупации.
Ликвидация Пруссии
Потсдамская конференция июля-августа 1945 года с участием глав правительств стран-победительниц (от СССР Сталин, от США Трумэн, от Великобритании Черчилль, а затем Эттли) закрепила положения июньской Декларации. Германия делилась на четыре оккупационные зоны, вооруженные силы и органы госбезопасности распускались, нацистские преступники предавались суду, восстанавливалось действие демократических институтов.
Самая воинственная часть Германии, Восточная Пруссия, была ликвидирована. Ее земли были поделены между Советским Союзом и Польшей, а население переселено в фатерланд.
Управление побежденной страной до декабря 1946 года осуществлялось Союзным контрольным советом. До наступления эры "холодной войны", когда представители США объединили управление своими оккупационными землями сначала с англичанами, а затем и с французами, в так называемую Тризонию.
Эти действия, в конечном счете, привели к созданию прозападной Федеративной Республики Германии и просоветской Германской Демократической республики, между которыми многие десятилетия существовали не самые теплые отношения. При этом за спиной у немецких армий внушительно маячили оккупационные войска бывших союзников по Второй мировой войне.
Несмотря на идеологические разногласия, Третьей мировой не случилось (хотя временами стороны были близки к ее началу), а в 1990 году Германия стала единым государством, постепенно набравшимся сил и в настоящий момент являющимся экономическим и политическим "локомотивом" объединенной Европы.
Однако, несмотря на многолетнюю миролюбивость внутренней и внешней политики ФРГ, США не торопятся окончательно выводить свои войска из Германии. На всякий случай. Впрочем, это уже тема для другого разговора.