Михаил Демурин, для МИА "Россия сегодня"
У вас не бывало так: идёт по улице седовласый мужчина, видны остатки былой выправки, возможно — ветеран, и смотреть на него больно. Но не потому, что старость берёт своё, а потому что одет он в американский сэконд-хэнд. Вот так же сериалом "Родина" собирательного русского офицера и нас с вами решили "нарядить" в нечто не наше и подержанное. Да ещё и чужой мировоззренческий "месседж" в карман засунули.
Помните, как главный герой картины морпех Брагин в плену, допущенный главарём террористов, то есть своим главным врагом, до еды, судорожно запихивает её в рот? А вот картина из "Судьбы человека" Михаила Шолохова и одноимённого фильма Сергея Бондарчука: "Наливает мне комендант третий стакан… Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба, остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость, и что в скотину они меня не превратили, как ни старались".
Мы выросли на Шолохове. А сегодняшнему зрителю авторы "адаптации" израильско-американского сериала пытаются доказать, что ради того, чтобы вернуться из плена и потом опять стать патриотом, можно и унизиться пред врагом, и забить насмерть своего друга. И что думать надо не о службе и Родине, а о жене, и ради неё стараться спасти свою жизнь.
Не подумайте, что я пытаюсь оспаривать известные факты перехода немалого числа наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны на сторону немцев или тезис рационально мыслящих людей, что есть мучения, которые нельзя перенести. Наверное, есть. И не дай Бог оказаться в таком положении. Но не стоит нам, русским, забывать и тот очевидный факт, что большинство наших соотечественников вынесли всё, что выпало на их долю, не струсили, не унизились, с честью погибли, а некоторые, претерпев и не такое, как Брагин, выжили и достойно вернулись домой. Да и жёнам нашим мужья-преступники, как учит ушедший от нас совсем недавно Валентин Распутин ("Живи и помни"), не нужны: они лучше руки на себя наложат, чем будут жить с предателем и тем более рожать от него детей.
Одним словом, именно те, кто выстоял, приблизили ту самую Победу, которая и сегодня, 70 лет спустя, является для нас столь важной, укрепляющей дух и единство нации опорой. Может быть, всем им, как думает Брагин, лучше было бы "просто вернуться на пять лет назад и остаться дома"? Нет, не лучше. И не надо учить этому наших детей. Пусть, если они окажутся в безвыходном положении, в их сознании, как и у нас, живут образы Сотникова из одноимённой повести Василя Быкова и прекрасного фильма "Восхождение" Ларисы Шепитько, Зои Космодемьянской, молодогвардейцев, других несломленных героев, на поведении которых в ситуациях на грани жизни и смерти воспитано не одно поколение русских людей. Или современных героев и мучеников, того же погибшего в чеченском плену Евгения Родионова, не предавшего ни воинский долг, ни православную веру. Это, надо сказать, большинство современных авторов понимают. Только вот Павел Лунгин второй раз снимает фильм о человеке, который по приказу врагов убивает своего ближнего, а потом за какие-то "особые заслуги" ему это прощается.
Анализировать сериал "Родина" с художественной точки зрения, на мой взгляд, смысла не имеет. Он по всем параметрам не дотягивает до американского (израильский сериал я не видел). То, что у американцев смотрелось, причём неплохо смотрелось, потому что, видимо, было для них нормальным, в приложении к нам вызывает неприятие. Да, в общем-то, нашей действительности за исключением набивших оскомину образов олигарха на госслужбе и коррумпированных военных, да ещё превращённого в площадку для теракта Мавзолея в показанном нам фильме нет.
Зато в картине есть оригинальный политический месседж внутреннего свойства. Это тезис о том, что ради уничтожения того, кого ты считаешь внутренним врагом (секретарь Совбеза Басов и "те, кто ищет от власти только наживы и тянет страну в пропасть", то есть "все главные силовики"), можно и нужно пойти на союз с врагом внешним. Эта идея сопровождена красивыми рассуждениями по поводу подвига русских воинов на Куликовом поле, но от этого её более чем вредная суть, эквивалентная, как минимум, концентрированной цветной революции, не меняется.
Так что антитеррористическое сотрудничество — само собой, но принципиальные различия в подходах у нас были, есть и будут. А тут "Родина", которая рисует борьбу с терроризмом в России по американо-израильскому сценарию. Если можно рассказать об этом по американскому шаблону, то, значит, и суть действий в обоих случаях одна и та же, — так, уверен, подумают многие. К сожалению, своими комментариями накануне показа создатели фильма лишь усилили именно такое восприятие и самого факта его появления, и содержания картины.
Предполагалось, видимо, что мы порадуемся тому, какие мы с ними, на Западе, похожие. А мы не такие. И сила наша именно в том, что мы — другие.
Дорогие товарищи кинематографисты! Снимите, пожалуйста, что-то хорошее про нашу Родину! Про наш спецназ. Про нашу борьбу с терроризмом. Про наших настоящих героев. У нас таких своих интереснейших историй более чем достаточно. Зачем нам чужие?