Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
История гибели российского крейсера "Жемчуг" 28 октября 1914 года — не героическая, она скорее печальная и очень человеческая. Но войны ведь состоят далеко не только из сплошного героизма. Победы иногда бывают реже, чем поражения. А главное, память о войнах — всегда прежде всего память о людях. Вдобавок, "Жемчуг", потопленный германским рейдером в гавани Пенанга, тогда — британской колонии на Востоке, стал в наши дни символом близости и понимания между Россией и весьма важной в этой части света страной — Малайзией. Так что отмечаемая сейчас годовщина его гибели стала частью сегодняшней системы международных отношений.
Кто виноват
35 моряков ушли под воду бухты Пенанга сразу после торпедно-артиллерийской атаки германского крейсера "Эмден". Многих — раненых, обожженных — вытащили после этого из воды и доставили в госпиталь, но выжили не все. Это на их могиле проходят уже много лет ежегодные церемонии памяти. Хотя на памятных камнях там высечены имена всех погибших.
В Пенанге сейчас живут сотни людей, чьи прабабушки и прадедушки подростками бегали в госпиталь к русским морякам, носили им сладости и фрукты. Еще они собирали для выживших деньги. Это важная для города и страны история, поскольку налет германского крейсера на гавань Пенанга был единственным сражением Первой мировой на территории нынешней Малайзии. Они все помнят. И мы помним, что для наших моряков сделали тогдашние жители города.
Кроме России, Малайзия оказалась единственным государством мира, где тот морской бой был подвергнут в наши дни историческому переосмыслению. В Пенанге, в местном издательстве, вышла книга англичанина Джона Робертсона, в общем-то, на тему "кто виноват". Робертсон приходит к однозначному выводу: виноваты были его соотечественники. И немножко французы.
Дело в том, что "Жемчуг", патрулировавший в этом районе моря в составе британской эскадры и гонявшийся за топившим торговые суда "Эмденом", пришел в Пенанг на ремонт; корабль еле шел, требовалась чистка котлов. Командир крейсера хотел сделать это в защищенном Сингапуре, но англичане отправили его в Пенанг.
Прибыв в гавань, несмотря на постоянную угрозу быть перехваченным тем же "Эмденом", крейсер с этого момента находился под защитой союзников, то есть британцев, и еще французов. Но французы смыли с себя вину, поскольку находившийся там миноносец "Муске", пропустивший сначала немца в бухту (принял его за английский крейсер), далее, идя на верную гибель, напал на "Эмдена", пытаясь отвлечь его от тонущего "Жемчуга". И также был расстрелян. В любом случае судьба "Жемчуга" была решена после первой же торпеды, попавшей в его борт. Он, добавим, был легким, то есть слабо бронированным крейсером.
Иван и Варвара
Итого у нас, получается, две книги. Потому что в России, в издательстве Дальневосточного университета, ранее — в 2004-м году — вышла книга Алексея Буякова, Николая Крицкого и Игоря Шугалея ("Последний бой крейсера "Жемчуг") — о том же самом: кто виноват. Авторы заново разбирают поведение командира "Жемчуга", барона Ивана Черкасова, которого суд во Владивостоке в 1915-м году лишил всех чинов, званий и орденов и послал в арестантские роты.
Так же как британский автор суров к англичанам, наши суровы к Черкасову. Напоминают: командир отвечает за свой корабль всегда. Даже если он находится на берегу, в упомянутом "Истерн энд Ориентл". У крейсера после ошибки французов не было шансов? Да, и все же.
Но вдобавок к профессиональному разбору ситуации тут у нас — целых две истории, одна из которых чисто политическая: революционная агитация на флоте. Черкасов был не лучшим командиром: презрительно относился к светомаскировке корабля ночью, отдавал множество сомнительных приказов, матросы его за это не любили… в общем, был идеальным материалом для большевистской пропаганды. Она велась так: у нас тут человек, чья жена работает на немцев, следует за мужем по всей Азии (гражданскими лайнерами), обменивается с мужем открытыми телеграммами о будущем месте встречи — в общем, что у нас тут, глупость или предательство? В итоге и суд во Владивостоке превратился в попытку скормить Черкасова разъяренному общественному мнению. Скормили, но до выхода на историческую авансцену "революционных матросов" 1917-го оставалось всего три года.
Это актуально для нашего времени? Наверное, да. Особенно с учетом того, что сегодня-то мы знаем, что агитаторы вдохновенно врали: немцы, как потом стало известно, разгадали шифры союзного флота и хорошо знали, где им искать "Жемчуг", безо всяких телеграмм.
А вот вторая история актуальна для всех и всегда. Это насчет той самой жены командира, баронессы Варвары Черкасовой. Зачем она, в самом деле, следовала за ним из порта в порт? И, кстати, почему он там неизменно сходил на берег?
А он был болен. Не мог стоять на мостике — диагноз был такой: флебит правой ноги. И еще раздражался по этому поводу, отсюда и странное поведение. Не надо было вообще его ставить командовать крейсером… Но дальше перед нами — история любви, и того, что такое настоящая женщина и жена моряка. Ивану было тогда всего 39 лет, Варваре — 20 с чем-то, и она защищала его, как бешеная кошка. Сначала пыталась лечить его в каждом порту, потом, в Пенанге, напала на англичан с упреками (как мы теперь понимаем, справедливыми). А после приговора суда она начала осаду Петрограда — от морского министерства до императора.
Боже ты мой, что она писала. Кажется, все, что приходило в голову. И она не отступала, пока все в столице не поняли, что это никогда не кончится.
Затребовали дело на новое рассмотрение. Послали Черкасова матросом на Каспийскую флотилию — а там все его грехи списал бой, за который он получил "Георгия". Его реабилитировали полностью, послали на Черноморский флот, потом он (повезло) был агентом барона Врангеля в Стамбуле и умер в Париже, в 1942-м. Интересно, что бы с ним было, если бы не замечательная женщина, которая довела до истерики сначала англичан, а потом и высших чинов Петрограда.
Это — про войну? Да, и про нее тоже. Потому что война — это прежде всего люди, а уже потом выигранные или проигранные сражения.