Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Главное в нынешних отношениях Китая и Индии случилось еще в среду, когда глава китайского государства Си Цзиньпин в белой индийской куртке отмечал 64-й день рождения премьер-министра Индии Нарендры Моди в Ахмедабаде, главном городе штата Гуджарат, который тот возглавлял много лет. До того в Гандинагаре они посетили дом Махатмы Ганди, который таким образом почтил своим незримым присутствием событие громадного значения — попытку перезагрузки отношений будущей первой и второй экономик мира, с населением в 2,5 миллиарда человек.
Жесткий Моди
Нынешний визит китайского лидера — государственный, его официальным хозяином является президент Индии. Церемонии, связанные с этим, проходили в четверг. Но самый главный разговор, конечно, прошел с Моди на набережной Сабармати, среди 150 блюд местной кухни и прочих демонстраций того факта, что правление Моди ставит во главу угла процветание людей, конкретные экономические достижения (включая создание самого комплекса Сабармати, с его ресторанами и поварами, на месте трущоб).
Экономическая часть итогов визита более чем впечатляет, но куда важнее оказалась решимость Моди сыграть в отношениях с соседом на большие ставки. Уже в Дели, в Хайдерабадском дворце, после переговоров с Си Цзиньпином, Моди высказался предельно четко: "мир и спокойствие на границе представляет собой важный фундамент для доверия и уверенности", линия фактического контроля (то есть спорные участки границы) должна быть прояснена, и — "нам следует стремиться к скорейшему разрешению пограничного вопроса".
То есть сделать то, что удалось опять же Китаю — и России, с их границей. Этот метод кажется более трудным, поскольку неизбежно ведет, попросту, к разделу территорий, которые каждая сторона считает своими, исконными и родными.
Нарендра Моди не побоялся поставить вопрос так: сейчас или… неизвестно когда. "Следующие поколения", которым достался вопрос о границах в Гималаях после войны начала 60-х — это мы.
Ожидания в обеих странах именно таковы; один из аналитических материалов в индийских СМИ назвал Си "самым могущественным лидером Китая после Мао" (это как — по мощи и влиянию страны в мире?), китайские аналитики так же настроены в отношении Моди. Достаточно сказать, что глава китайского государства не был в Индии 8 лет. Но когда партия Моди в мае этого года завоевала абсолютное большинство в парламенте, уже через две недели в Дели оказался китайский министр иностранных дел. Строго говоря, такой активности, как сейчас, между Индией и Китаем не было за всю их современную историю.
Но и таких нагрузок не было. Моди ставит по сути не одну, а две громадные задачи. Разобраться с нынешней линией контроля — это одно дело. Но затем превратить ее в границу на вечные времена — другое. Две страны не могли или не хотели это сделать более 50 лет.
А вот теперь возникла эта мысль: если решать — то сейчас. И ладно еще, что надо разобраться, где эта "линия контроля" проходит. А то накануне визита Си индийцы выразились так: "Дракон плюется ядом". Драконы ядом, как известно, не плюются; а в данном случае это просто китайские солдаты в очередной раз забрели не туда, искренне считая, что находятся — по китайским картам — на своей территории. Понятно, что Пекин накануне визита меньше всего желал таких событий… Но пойти на то, что смогли сделать Москва и Пекин, которым для достижения соглашения потребовались десятилетия? И сделать это быстро? Ничего себе задача.
Железная дорога как мечта
Экономическим итогом визита стало подписание нескольких документов, включая китайские инвестиции в создание двух промышленных парков и другие проекты на сумму в 20 миллиардов долларов в течение пяти лет. В Китае накануне визита мелькнула цифра в 100 миллиардов — столько готов Пекин вложить в Индию в обозримый период, но сама излишняя округлость ее говорит сама за себя. Хотя, без сомнения, вложит, если согласится на подход Моди к границе.
Но самый примечательный документ из подписанных — нечто вроде протокола о намерениях касательно сотрудничества "в железнодорожной сфере". Это гигантское предприятие, первый и главный пункт в программе Нарендры Моди. Дело в том, что речь идет о создании новой сети дорог — скоростных — по всей громадной Индии.
Заметим, что никаких твердых гарантий своего участия в этом деле китайская сторона не получила. Тендер даже еще не объявлен, хотя это произойдет скоро. Речь пока о пяти линиях, которые надо проложить за пять лет. Китай, конечно, по соотношению цена-качество наиболее очевидный претендент, но… как там насчет решения пограничного вопроса?
Моди хочет попросту построить новую Индию. Во время недавнего визита к друзьям-японцам (он, пока сидел под западными санкциями, ездил в основном в Японию и Китай, хотя и в Россию тоже), говорил там о новых аэропортах, шоссе, даже о новых городах — но прежде всего о железных дорогах. О том же говорит внутри страны.
Это особая тема для Индии. Дело в том, что с помощью сети железных дорог Британская империя создала… Индию, в которую тогда еще входили нынешние Пакистан и Бангладеш. В каком-то смысле эти дороги и были Британской империей, с точки зрения миллионов индийцев. Но сегодня эта сеть — памятник технологиям 19-го века. Ни на одном участке поезда не развивают скорость в 200 километров в час, не говоря о внешнем виде всего обветшавшего хозяйства. Так что для Моди здесь не просто проект. Это символ возрождения.
Так ведь и для Китая эти дороги, а точнее — китайское мировое лидерство по части скоростной "железки", тоже символ. Они обогнали по части технологического уровня всех, японцев, немцев… И вот в китайских СМИ читаешь, что скоростные дороги, доставляющие от Пекина до Тяньцзиня за полчаса — это и есть олицетворение китайской мечты, это образец глобального экспорта китайских стандартов и ценностей — да попросту воплощенная национальная гордость.
Первый тур завершится в декабре
Ежегодная встреча высших лидеров Индии и России, как всегда, будет в декабре. Она будет важной. Мы к тому моменту получим готовый продукт в виде первого тура индийской дипломатии на высшем уровне. Которая уже сегодня доказала: Моди — дипломат, да что там, мировой лидер высокого класса. Умеет получать то, что хочет, от всех держав одновременно.
Про его недавнюю поездку в Японию мы уже сказали; добавим, что многие там надеялись использовать Индию для ослабления Китая. Но даже сам факт долгой беседы двух лидеров этих стран "на фоне Ганди" уже показывает, что Моди не даст себя использовать так дешево. А впереди его поездка в США и общение с Бараком Обамой.
Можно было бы сказать, что если бы Моди хотел подыграть Америке, с ее затаенной мечтой столкнуть двух будущих мировых лидеров — Китай и Индию, то не стал бы так жестко ставить вопрос о границе. Эта граница в нерешенном виде просто подарок США. Но Моди хочет подыграть сам себе — то есть Индии, и снять проблемы со своим великим соседом, приехав к Обаме без этой гири на ногах. И получить от него то, что США могут и хотят дать. Не железные дороги (тут Америка отстала от Китая), но много другого хорошего.
Что будет дальше, если Пекин и Дели смогут договориться? Оценок, прогнозов, ожиданий по обе стороны Гималаев — невероятное количество. Давайте ограничимся двумя. С индийской стороны: сегодня мы — две самые большие из растущих экономик мира. Если мы создадим климат доверия, то ускорим рост друг друга и придадим новые направления и энергию мировому развитию. С китайской стороны: нам надо уважать друг друга, учиться друг у друга и идти вперед рука об руку.
Это — сокращенные цитаты из выступлений Моди и Си в ходе нынешнего визита. Редко когда в мировой истории за обтекаемыми дипломатическими фразами стояло настолько острое понимание точности и правдивости каждого сказанного слова, громадных глобальных последствий успеха или неуспеха нынешней попытки индийско-китайского сближения.